Менеджмент
Бесплатный
Григорий Милов
Статья опубликована в № 2681 от 01.09.2010 под заголовком: Работа портит

Чем дольше человек работает на одном месте, тем меньше от него толку

Чем дольше россиянин задерживается на одном рабочем месте, тем хуже он работает, обнаружили консультанты Hewitt. Это значит, что системы управления в российских компаниях дают серьезный сбой, считают эксперты

Уровень вовлеченности россиян в рабочий процесс обратно пропорционален стажу работы на одном месте – к такому выводу пришли специалисты международной консалтинговой компании Hewitt в результате исследования, завершенного в августе 2010 г. В исследовании приняли участие 28 429 сотрудников из 12 российских компаний, из совершенно разных отраслей, с разными формами собственности и разных размеров, рассказала Магдалина Варджибок, консультант европейского офиса Hewitt. Поэтому результаты исследования дают представление о ситуации у значительного большего числа российских работодателей.

Четыре зоны

Компании, где уровень вовлеченности сотрудников менее 25%, попадают в так называемую зону разрушения. В ситуации, когда три четверти сотрудников не вовлечены, достижение бизнес-целей компании невозможно, пишут консультанты. В зону неопределенности (вовлеченность – от 25 до 40%) попадают около 25% компаний мира. Им необходимы кардинальные изменения в области мотивации. 40% всех компаний пребывают в так называемой зоне безразличия (вовлеченность – от 40 до 60%). В них около половины сотрудников не готовы напрягаться ради успеха организации. И, наконец, в зону результативности (вовлеченность – от 60 до 100%) удается попасть не более четверти работодателей мира.

В России консультанты Hewitt изучают вовлеченность третий раз с 2007 г. и зарегистрировали стабильное снижение этого показателя (с 59% в 2007 г. до 58% в 2008 г. и 56% в 2010 г.).

Примерно на таком же уровне находится вовлеченность в Азии (57% в 2010 г.), говорит Варджибок, в Европе показатели ниже (в среднем 49%), а в Северной и Латинской Америке – выше (62 и 76% соответственно).

Последние два года были трудными для работодателей во всем мире, отмечают консультанты. Доля организаций с негативными показателями динамики вовлеченности стабильно растет. А начиная с 2010 г. этот рост ускорился. Во II квартале 2010 г. вовлеченность снизилась в 46% организаций. Это самое большое значение за 15 лет исследований. Сотрудники устали от стресса и неопределенности, пишут консультанты. Работодатели не до конца оправились от кризиса и не могут стабилизировать ситуацию, отмечают они.

Чем дольше, тем хуже

В России вовлеченность у руководителей выше, чем у рядовых сотрудников, а у женщин выше, чем у мужчин, отмечают консультанты. Такие же закономерности прослеживаются и в других странах мира. Но вот зависимость вовлеченности российских сотрудников от стажа работы удивила даже консультантов. Чем дольше человек работает в компании, тем ниже его вовлеченность, а значит, тем меньше его интересы совпадают с интересами работодателя. В других странах такой закономерности не прослеживается (см. график). Как правило, вовлеченность достигает минимума к 3–5-му году работы сотрудника в компании, но после этого опять начинает расти, говорит Эдвард Станох, управляющий директор Hewitt по Центральной и Восточной Европе.

Постоянное снижение вовлеченности сотрудников в зависимости от стажа в российских компаниях наблюдают и специалисты консалтинговой компании Hay Group, говорит генеральный менеджер российского офиса компании Дерк Кул. Примерно через три года после начала работы в компании менеджеры сталкиваются с последствиями собственных решений. Те, кому удается сделать выводы из допущенных ошибок, становятся более мотивированными. Большинство же никаких выводов сделать просто не успевает: среднее время работы российского менеджера в компании не превышает трех лет. А это значит, что на новом месте менеджер повторит допущенные однажды ошибки. Эта российская особенность ограничивает не только менеджеров, но и работодателей. Ни те ни другие так и не раскрывают собственного потенциала, констатирует Кул.

Не могут и не хотят

На первый взгляд эту закономерность можно объяснить двумя причинами, говорит Сергей Львов, гендиректор консалтинговой компании Axes Management: либо системы управления персоналом в российских компаниях не работают, либо работники не способны подолгу трудиться на одном месте. На второй взгляд, по словам Львова, обе причины верны. В отечественных компаниях мало руководителей, способных повести за собой, тех, с кем интересно работать, отмечает он. А сотрудникам нужна новизна, новые впечатления, а если у них не получается на одном месте, они легко ищут новые возможности на другом, говорит Львов.

Российские руководители слишком легко дают подчиненным негативные отзывы, говорит Станох, и еще злоупотребляют командными методами руководства. Подчиненные привыкают выполнять приказы и оказываются в зоне комфорта: можно не думать, не принимать решений. Если приказы прекратятся, работа во многих российских компаниях просто встанет. Получается замкнутый круг: менеджеры не обладают лидерскими навыками, не умеют вести за собой, но продолжают получать приказы сверху, а значит, лидерских навыков так и не приобретают, разводит руками Станох.

Измерить и улучшить

В АФК «Система» вовлеченностью сотрудников интересуются с 2008 г. Первый раз в опросе приняли участие офисные сотрудники управляющей компании (АФК) – порядка 300 человек. Правда, тогда в компании интересовались зависимостью вовлеченности не от стажа, а от уровня иерархии, но сообщить подробности отказались.

В 2010 г. рамки опроса были расширены на все головные компании корпорации. Участники – все офисные сотрудники 11 компаний и АФК (без «МТС-Комстар»), всего порядка 5000 человек, сообщила представитель компании. О тенденции снижения вовлеченности работников со стажем, по ее словам, говорить пока рано. В кризисный год вовлеченность даже возросла, корпорация показала устойчивость и выполнила все свои обязательства перед сотрудниками.

В компании «Вымпелком» вовлеченность считают одним из двух важнейших показателей эффективности сотрудников. Согласно методике, принятой в компании, вовлеченность – комплексный показатель, сочетающий преданность компании и желание прикладывать дополнительные усилия для достижения общего результата.

Корреляцию между стажем и вовлеченностью в «Вымпелкоме» тоже не изучали. Но в 2010 г. измерили вовлеченность более чем в 350 подразделениях разного уровня и численности. По результатам этого исследования в «Вымпелкоме» планируют корректировать ситуацию там, где улучшения необходимы. Для этого каждое подразделение разрабатывает план действий и в течение года проводит конкретные измеримые изменения. Такой же план создается и для всей компании в целом, сообщила ее представитель.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать