Смена гендиректора как симптом

Корпорация BBC во всеуслышание объявила, что ищет нового управленца на замену действующему, да еще и за существенно меньшие деньги. Эксперты говорят, что такой «ход конем» – признак благополучия в компании, но для российского рынка подобные поступки нехарактерны

BBC наняла для поиска нового управляющего хедхантинговую фирму, заявил председатель наблюдательного совета компании лорд Паттен. Нынешний гендиректор BBC Марк Томпсон получает 163 700 фунтов в год. Ситуация, когда компания публично заявляет о поиске нового топ-менеджера, когда прежний еще работает, – абсолютно нормальная и довольно распространенная на Западе, убежден Михаил Жуков, генеральный директор компании HeadHunter. Скорее всего, уходящий менеджер имеет долгосрочные планы смены места работы и ищет себе замену, поясняет он. По его наблюдениям, в России такая практика не слишком распространена в сфере топ-менеджмента: не многие управленцы заботятся о том, чтобы найти себе смену заранее.

Редкий случай

«Пока единственным заказчиком, кто обратился к нам с похожей просьбой, была московская мэрия, – вспоминает партнер Ward Howell Борис Рохин. – Нас попросили найти квалифицированных управленцев «с рынка», но с условием, что платить им будут «по-государственному», т. е. существенно ниже, чем такая квалификация стоит на рынке труда». В других госорганизациях, к сожалению, подбор персонала по-прежнему ведется по принципу лояльности и управляемости сотрудников и, каким бы профи ты ни был, руководителей в бюджетной структуре назначают из числа самых преданных, а не самых профессиональных людей, рассуждает Рохин. По его словам, желающих поработать в правительстве Москвы, несмотря на значительное снижение оклада (средняя зарплата откликнувшихся кандидатов в частных компаниях составляла 400 000–600 000 руб. в месяц, а в мэрии им предложили 150 000–200 000 руб.), оказалось много: «На каждую из нескольких открытых топ-вакансий мы всерьез рассматривали порядка десяти квалифицированных и мотивированных претендентов, а число чуть менее квалифицированных, но столь же мотивированных было еще выше».

Повод для интриг

«Для российского рынка такая ситуация – редкость, – соглашается Инесса Цыпкина, руководитель департамента консалтинга кадровой корпорации ManpowerGroup. – У нас уход топ-менеджера либо сопровождается дополнительными комментариями – рынку разъясняется, что человек уходит на другую позицию в другую компанию, – либо работодатель прибегает к так называемому тайному аутплейсменту, когда топ-менеджера увольняют не напрямую, а через кадровое агентство, которое подбирает для него несколько интересных предложений».

Права топ-менеджера менее защищены, чем права любого другого наемного сотрудника, полагает руководитель одной софтверной компании. «Мы заключаем двусторонний договор с основными владельцами компаний, и в этом контракте может быть предусмотрено все, что угодно, в том числе увольнение топа просто по решению собрания акционеров, без особых на то причин, – рассказал он. – Соглашаясь на такие условия, мы изначально занимаем уязвимую позицию. Лично я готов к любым поворотам судьбы, так как с самого начала понимал, что мои взаимоотношения с компанией – это всегда торг».

Общество жадных

«Либо это такой PR-ход, когда компания заявляет, что сокращает издержки, урезая зарплаты топ-менеджеров, либо это реакция на кризис в Европе», – делится соображениями Юна Скобликова, гендиректор консалтинговой компании Green Street. В практике ее компании таких случаев не было. «Иногда заказчик снижал планку по зарплате нового топа – где-то на 20%, не больше, но, во-первых, человек уже был уволен с должности, а во-вторых, работодатель понимал, что профессионализм нового сотрудника тоже на 20% будет ниже», – поясняет она. Полтора-два года назад, когда компании сокращали оборотные средства и оптимизировали расходы на персонал, каждый второй заказчик стремился найти хорошего специалиста за меньшие деньги, говорит консультант. «Сейчас ситуация выровнялась – запросов «хочу то же самое, но дешевле» уже не поступает», – отмечает Скобликова.

«Те, кто не ставит для себя извлечение прибыли на первое место, не смогут извлечь эту прибыль и для компании», – категоричен Александр Казаков, заместитель гендиректора Exclusive Personnel.

«Понижение вознаграждения, возможно, связано еще и с тем, что BBC ищет человека другого калибра, – предполагает один из топ-менеджеров компании Oracle в России. – У нового руководителя может быть меньший объем функций, например, он будет заниматься только административным управлением».

«В таких случаях понижение дохода – правильная стратегия, считает Жуков из HeadHunter. – Зачем предлагать новому человеку сразу максимум – нужно оставить пространство для роста. Возможно, уходящий менеджер проработал в компании много лет, и, конечно, его зарплата росла постепенно».

«В моей практике был один случай перехода менеджера из частной компании в государственную на меньшие деньги, с $3500 на $400, и человек был счастлив, потому что на новой должности у него было масса возможностей для получения дополнительных доходов», – приземляет рассуждения коллег Казаков. Случай с BBC иного рода, но частная компания, которая ищет «нежадных» людей, лукавит и в конечном итоге вряд ли найдет себе управленца по заявленным требованиям, убежден он.