Статья опубликована в № 3733 от 09.12.2014 под заголовком: Стратегия быстрых опросов

Быстрые опросы персонала завоевывают все большую популярность на Западе

Быстрые опросы персонала завоевывают все большую популярность на Западе. Работодатели запускают их ежемесячно, еженедельно и даже ежедневно
Fotolia / PhotoXPress
Цена опроса. $50

за сотрудника в месяц - во столько, как правило, обходятся компаниям экспресс-опросы. Хотя можно найти расценки от $15 до $100. Услуги по проведению опросов предлагают как недавно возникшие фирмы вроде knowyourcompany.com, TinyPulse, 15Five, BlackbookHR и Niko Niko, так и давно существующие исследовательские компании вроде Gallup.

Вот несколько вопросов, которые руководство Ребекки Джойнер из Metis Communications в последнее время задало ей: «Считаете ли вы, что менеджеры прислушиваются к вашему мнению? (Ответ Ребекки - да.) «За какое дело, законченное на прошлой неделе, вы чувствуете гордость?» (За вклад в подготовку маркетингового проекта.) «Была ли у вас в детстве стрижка, которой вы стеснялись?» (Неудачная химзавивка, 1987.)

Вопросы вроде этих трижды в неделю выскакивают на экране компьютера Джойнер и ее коллег. Для нее и множества других американских работников такие экспресс-опросы стали рабочей рутиной.

Экспресс-опросы - часть более общего тренда: управления на основе данных. Руководство надеется, что с помощью грамотного сбора информации сможет принять взвешенные решения во всех областях, от корпоративной стратегии до выбора пиццы на корпоративную вечеринку. Мобильные приложения сделали сложные методики опросов доступными даже мелким фирмам.

Порядка 80% компаний используют опросы, чтобы выяснить настроение сотрудников, свидетельствуют данные Society for Human Resource Management. Большинство этих опросов проводятся раз в год. Но сотрудники и менеджмент все меньше верят в процедуры, которые рассчитаны на долгий срок. Менее одной пятой работников считают, что итоги таких опросов выльются в конкретные действия, показало проведенное в 2011 г. в Европе исследование консалтинговой компании Aon Hewitt.

Но приводят ли к переменам экспресс-опросы, тоже не ясно. Менеджеры уверяют: просьбы выбрать, кто больше нравится, Принс или Майкл Джексон, укрепляют чувство товарищества. Работники считают, что если без риска для карьеры можно поделиться опасениями - это отлично.

Джойнер, с которой началась наша история, вспоминает, как итоги экспресс-опросов не только обсуждались начальством, но и привели к изменениям. Через две недели после сбора мнений, удобные ли на работе стулья, в офисе появилась парочка столов для работы стоя.

Фирма Limeade из Сиэтла (США) каждую неделю с помощью компании TinyPulse задает 115 сотрудникам один вопрос на условиях анонимности. На встрече руководства, которая проходит раз в две недели, обсуждают полученные результаты, рассказывает гендиректор Limeade Генри Альбрехт. У работников интересуются как серьезными проблемами, так и менее значительными темами. Могут собрать идеи, как улучшить клиентский сервис, а могут спросить о пожеланиях к ближайшей вечеринке для сотрудников.

Затея с опросами преподнесла Альбрехту уже несколько сюрпризов. Например, обнаружилось, что работающие на удаленном доступе, которых в компании большинство, чувствуют себя менее счастливыми, чем сотрудники штаб-квартиры. В разгар делового сезона этот разрыв усиливается.

Альбрехту пришлось раскошелиться на меры дополнительной поддержки, чтобы работающие удаленно сотрудники не чувствовали себя покинутыми, и инвестировать в средства телекоммуникации, чтобы «снова связать их с базой».

Иногда опросы проводятся на условиях анонимности. Но сотрудники не скрытничают, верит Грант Гокнауэр, сооснователь и вице-президент Vodori. После одного из опросов он понял, что сотрудники не могут внятно сформулировать философию компании. В итоге руководство стало разъяснять работникам цели их бизнеса.

Часть работодателей пользуется опросами, чтобы понять, как настроение персонала влияет на продажи и эффективность компании.

В прошлом году ритейлер Sears Holdings начал исследование, которое окрестили «Проект MoodRing» («Кольцо - определитель настроения» - кольцо, в которое вставлен камень, меняющий цвет в зависимости от температуры. - «Ведомости»). Задачей было понять, какой настрой у сотрудников в конце рабочего дня. Каждый должен был выбрать цвет, соответствующий их самоощущению. В Sears рассчитывали получать за год 28 млн ответов. Опрос анонимный, так что менеджеры довольно четко могут понять настроения, царящие в коллективе любого из магазинов в любой день. Руководство ищет закономерности - как удовлетворенность сотрудников различается в разных регионах и в разное время года, зависит ли она от объема продаж и уровня удовлетворенности покупателей.

Sears обнаружила, что, если персонал в приподнятом настроении, продажи слегка растут и покупатели чуть больше довольны, чем когда сотрудники в нейтральном или плохом настроении.

Но если компания задает слишком много вопросов, это утомляет персонал, предупреждает Ин Крауфорд - профессор бизнес-колледжа Tippie Университета Айовы, специализирующийся на вопросах вовлеченности сотрудников. А если экспресс-опросы не приводят в скором времени к переменам, люди в них разочаровываются.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать