Американские стартапы, нанимающие внештатных сотрудников, сделали выводы из дела Uber

Они готовы зачислить всех работников-совместителей в штат
Во время последнего раунда финансирования компания Uber была оценена в $50 млрд/ Е. Разумный/ Ведомости

Множество стартапов построено на модели независимых подрядчиков. Если у вас есть время и желание – можете заработать, подвезя попутчика, убрав чью-нибудь квартиру или сходив за покупками. Но подобные сервисы сталкиваются с серьезным вызовом. Их пытаются заставить взять своих добровольных сотрудников в штат. Движение в защиту прав тех, кто внештатно работает на многочисленные стартапы, набирает силу. Почему бы той же Uber не зачислить в штат своих многочисленных водителей, предоставив им все полагающиеся наемным работникам гарантии и льготы, спрашивают борцы за права рабочего класса. И идут в суд с этим требованием. Оставляя в стороне вопрос, хотят ли сами фрилансеры записываться в штат.

На судебном заседании 9 июля 2015 г. Uber присоединилась к заявлению 400 своих водителей из Калифорнии о том, что они предпочли бы сохранить статус независимых подрядчиков. Среди прочего шоферы не хотят терять гибкий график и возможность работать в нескольких местах, не спрашивая позволения работодателя.

Этот шаг – ответ Uber на групповой иск против компании. Ее обвиняют в том, что она использует тысячи водителей в Калифорнии как служащих, работающих по найму, а платит им как независимым подрядчикам.

Uber пытается доказать, что дело не может являться групповым иском, так как многие люди, которых он касается, отнюдь не хотят считаться работающими по найму.

Uber и метро

В настоящее время услугами Uber по всему миру ежедневно пользуется около 1 млн человек. Компания позиционирует себя как дополнение к общественному транспорту: к примеру, в Париже 65% поездок начинаются или заканчиваются в пределах 200 м от метро.

«Истец не представляет и не может представлять интересы тысяч других водителей, которые ценят гибкий график и автономность работы подрядчика», – заявил партнер юридической фирмы Gibson, Dunn & Crutcher и советник Uber по этому иску Тед Бутрус.

«Гибкий график» стал модным выражением у десятков стартапов, спешащих защитить свою модель найма от нападок. Все, от Uber до Lyft и Postmates, объявляют себя первопроходцами гигномики, где сотрудники устанавливают себе рабочие часы так же легко, как открывают и закрывают приложение для смартфона. Благодаря этому, подчеркивают руководители стартапов, люди больше времени проводят с семьями или же могут заняться образованием и карьерой.

Но за гибкость платят сами работники. Не всем по нраву самостоятельно оплачивать медстраховку или отдавать деньги за техобслуживание автомобиля и бензин. В июне Uber обязали компенсировать ее бывшему водителю из Сан-Франциско, Барбаре Бервик, более $4100 за связанные с трудовой деятельностью расходы вроде амортизации машины. Истица смогла доказать: компания принимала такое активное участие во всех аспектах ее работы, что фактически исполняла роль нанимателя.

Ряд стартапов от греха подальше предложил сотрудникам, если те захотят, оформиться на полную занятость. Сервис по доставке продуктов из местных магазинов Instacart заявил, что готов принять в штат людей, делающих покупки вместо клиентов, как работников с неполным рабочим днем. Служба по доставке посылок Shyp в следующем году планирует предложить сотням курьеров в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Майами и Нью-Йорке стать наемными сотрудниками.

Случай Бервик по закону не служит прецедентом для всех водителей. Так что компания Uber пытается выставить этот инцидент исключением из правил, доказывая, что, за редким исключением, водители предпочтут независимость штатной кабале. У компании, которая оценивается уже в $50 млрд, более 200 000 шоферов.

«Ни за что не хочу в штат Uber, – заявил в суде водитель из Лос-Анджелеса Кристофер Мартинес. – Я не понаслышке знаю, как калифорнийские законы регулируют отношения работодателя и работника благодаря стажу в Coca-Cola. И мне неинтересно снова оказываться в этой ситуации».

Uber апеллировала в суде и к исследованию, проведенному ранее в этом году. Три водителя компании из четырех высказались за то, чтобы самим устанавливать себе рабочий график, нежели пять дней в неделю работать по девять часов. В основу этого исследования Benenson Strategy Group легли как данные компании Uber, так и результаты опроса 601 водителя.

Но, может быть, водителям противна не сама идея работы в штате, а труд в штате именно Uber? Хавьер Каликс из Сан-Франциско признается в разговоре, что, предложи ему Uber возможность устроиться в штат, не согласился бы. Компания, по мнению Каликса, не предложит привлекательного оклада. Начав два года назад сотрудничать с Uber, он зарабатывал около $25 в час, и это с учетом трат на бензин и прочих издержек. Сейчас после вычета комиссионных ему остается $15. «Я просто не могу позволить себе идти в штат на таких условиях», – рассуждает Каликс.

WSJ, 9.07.2015, Антон Осипов