Карьерные амбиции российских женщин заканчиваются средним руководящим уровнем

Как показало исследование Hays, шагнуть выше они не мечтают не только из-за объективных препятствий
А. Таранин

Рекрутинговая компания Hays с ноября 2015 г. по январь 2016 г. провела глобальное исследование гендерной диверсификации компаний. Авторы проинтервьюировали 12 000 респондентов из 31 страны, в том числе 1685 человек из России. 58% опрошенных – мужчины, а 42% – женщины. Авторов исследования интересовало, как мужчины и женщины оценивают возможности и препятствия для карьерного роста женщин в их компаниях, а также имеют ли сотрудники обоих полов равные условия по зарплатам и режиму работы.

На вопросы в России отвечали сотрудники офисов международных компаний, а также крупнейших отечественных компаний (80%), представители малого (15%) и среднего (23%) бизнеса из различных отраслей – от фармацевтики до машиностроения. Среди респондентов преобладали специалисты (39%), менеджеры и директора подразделений (30%), а также был представлен высший руководящий состав (7%): вице-президенты, гендиректора и владельцы бизнеса. Исследователи из Hays пришли к ряду любопытных выводов.

Несправедливость женских коллективов

Одной из целей опроса было выяснить, считают ли российские женщины и мужчины, что им одинаково платят за одну и ту же работу. И большинство респондентов говорят о равенстве: 81% мужчин и 60% женщин уверены, что получают одинаковое вознаграждение, следует из данных опроса Hays. Однако на гендерные различия в оплате труда сильно влияет отрасль. Например, 73% представителей сектора профессиональных услуг (для B2B-сектора) полагают, что пол сотрудника никак не влияет на зарплату. В IT- и телекоммуникационной отрасли, а также в производственной сфере этот показатель чуть ниже – 72 и 69% соответственно. А сильнее всего зарплатная дискриминация ощущается в секторе туризма и развлечений: только 53% опрошенных из этих отраслей считают, что в их компаниях специалисты обоих полов за одинаковую работу получают равное вознаграждение. Такая же ситуация наблюдается в рекламе и медийной сфере, розничной торговле и финансовом секторе. Пол влияет на размер зарплаты, полагают 44% опрошенных сотрудников рекламных агентств и издательств, по 38% представителей розничной торговли и сферы финансовых услуг.

Убыточное неравенство

Согласно исследованию Глобального института McKinsey, если каждая страна мира начнет бороться с гендерным неравенством, к 2025 г. годовой мировой ВВП увеличится на $12 трлн.

В отраслях, в которых преобладают работники-женщины, существует разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами, т. е. мужчины получают большее вознаграждение, комментирует Елена Герасимова, директор Центра социально-трудовых прав. А в сферах, где конкуренция выше и где трудится больше мужчин (в строительстве, машиностроении, IT и др.), гендерное неравенство присутствует в меньшей степени, полагает эксперт. «Если мужчин в отрасли или компании мало, это прекрасное место для проявления гендерных стереотипов. Работает установка, что мужчина – уникальный, более ценный специалист. Поэтому мужчины получают большее вознаграждение, хотя это необъективно», – говорит Герасимова.

Кроме того, различия в оплате труда объясняются еще и тем, что на руководящих постах мужчин везде больше, нежели женщин, и чем выше должность, тем меньше на ней женщин, уверена Герасимова. Исследование Hays это подтверждает: 85% опрошенных сообщили, что их компанию или представительство возглавляет мужчина. На среднем уровне, среди линейных менеджеров, мужчин меньше (61%), хотя они все равно преобладают.

Причина зарплатного неравенства заключается также в том, что сами женщины при трудоустройстве запрашивают меньше и работодатели этим пользуются. По данным портала HeadHunter, мужчины указывают в резюме зарплату больше: в туризме – на 11%, чем женщины, в сфере рекламы и СМИ – на 17%, в розничной торговле – на 20%, в финансовой сфере – на 27%.

Ситуация может измениться с ростом числа сотрудников женского пола в типично мужских сферах, и процесс уже начался. По данным HeadHunter, за последние полгода в базах портала появилось 150 резюме женщин – машинистов электропоездов, появляются женщины-охранники, в базах HeadHunter есть 50 резюме женщин-слесарей, несколько резюме женщин-дальнобойщиков. По данным HeadHunter, сейчас на 10 IT-специалистов – мужчин в одной команде может приходиться три женщины. Еще семь лет назад в таком коллективе либо вообще не было женщин, либо была одна.

Нереальные цели

Согласно опросу Hays 69% респондентов мужского пола ответили положительно на вопрос о том, хотят ли они занять самую высокую позицию в компании. Женщин с мечтой о гендиректорском кресле гораздо меньше – 55%. На женщинах лежат семейные обязанности и заботы о детях, напоминает Герасимова. Она говорит, что женщины готовы совмещать семью и карьеру, но родительские обязанности в России все равно лежат в большей степени на женщине, чем на мужчине, поэтому сил на карьерные шаги у женщины объективно меньше, чем у мужчины.

Опрос Hays выявил, что женщины и мужчины по-разному трактуют критерии успеха. Для 21% мужчин таким критерием является гендиректорское кресло. Женщин, которые считают необходимой для успешной карьеры должность гендиректора, гораздо меньше – 12%. Верх карьеры для мужчин (32%) – стать владельцем бизнеса. Женщин, стремящихся стать собственником бизнеса, гораздо меньше – 22%.

Устремления женщин в большей степени связаны со средним руководящим уровнем. Так, 34% женщин считают, что достигнут успеха, если станут директорами подразделений, эта должность является пределом мечтаний только для 22%.

По мнению Марины Тарнопольской, управляющего партнера хедхантингового агентства «Контакт», самые большие энтузиасты карьерного роста – девушки до 30 лет. Но с возрастом процент женщин, озабоченных продвижением по службе, уменьшается. Низкий процент женщин, мечтающих о высших должностях, Тарнопольская объясняет еще и большой долей в выборке респондентов из российских офисов международных компаний. На позиции гендиректоров и вице-президентов обычно назначают мужчин-иностранцев из штаб-квартиры. Поэтому женщины и думают, что шансов занять высокую должность у них априори нет. А вот стать менеджером или начальником подразделения реально, говорит Тарнопольская.

Никакой политики

Основными барьерами, мешающими женщинам делать карьеру наравне с мужчинами, являются негласные установки и стереотипы – например, о типично мужских профессиях (27%), о невозможности совмещения карьеры и семейной жизни (23%), о разрушительных для карьеры вынужденных перерывах в работе (23%) и о предвзятом отношении к женщине-руководителю (10%).

По данным Hays, 28% компаний в мире борются с этими стереотипами с помощью так называемой политики гендерной диверсификации. Речь идет о регламентах компаний, сколько кандидатов и какого пола нанимать на работу, как перераспределять нагрузки между мужчинами и женщинами, говорит Анна Пахарукова, представитель Hays. В России такой практики почти нет. Согласно опросу Hays только 8% опрошенных заявили, что у их компаний есть политика гендерной диверсификации.

По словам Герасимовой, некоторые российские компании предлагают сотрудницам гибкий график, дают возможность работать дистанционно и переводят молодых мам на неполное рабочее время. Но подобные меры не являются последовательной гендерной политикой, уверена эксперт. «Компании идут на ряд послаблений для женщин, чтобы удержать кадры, остальное их мало волнует», – уверена эксперт.

В то же время российские женщины настроены оптимистично. Согласно опросу в мире каждая вторая женщина (55%) считает, что у мужчин и женщин есть равные возможности для карьеры. В России эта доля выше – 63%. Карьерные возможности женщин подкрепляет дефицит квалифицированных кадров в нашей стране, объясняет Пахарукова. Если вакантно место профессионала, то работодателю важнее найти специалиста и совершенно не важно, какого пола он будет, говорит эксперт.