Статья опубликована в № 4036 от 18.03.2016 под заголовком: Органных дел мастер

Услуги по ремонту органов стали выгодным бизнесом в США

Как современные технологии соседствуют со средневековыми
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Кристофер Суер по собственному опыту знает, что такое «выкладываться по полной» (pull out all the stops). Точный перевод этого словосочетания с английского языка – «вытянуть все клапаны». 33-летний Суер создает и ремонтирует органы, откуда и пошло это выражение. Когда все регистры и копулы включены, работают все трубы, то громкость достигает максимума. «Орган – это целый оркестр, – гордится Суер. – Есть трубы, которые звучат как гобои, валторны, и даже такие, что имитируют звук струнных инструментов и флейты».

Штаб-квартира Суера, генерального менеджера компании Quimby Pipe Organs, находится в г. Уоренсбурге (Миссури). Компания Quimby Pipe Organs была основана в 1970 г. мастером по созданию органов Майклом Квимби. Сейчас в ней работает десяток мастеров. Основные клиенты ремонтной компании Quimby Pipe Organs – церкви и соборы, но случаются заказы и от синагог, масонских лож и концертных залов. Самый известный проект – реставрация органа Кафедрального собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке в 2008 г.

Суер вырос в пригороде Сент-Луиса (штат Миссури). Его отец был начальником местной пожарной команды. Сыновей он отдал в католическую школу. В 10 лет Суер начал учиться игре на пианино, а в 15 – подрабатывать органистом на воскресной мессе. В колледже он изучал программирование, а заодно играл на органе в другой церкви, побольше. Ему не нравилось, что местный орган звучит слишком тихо. На вопрос, почему бы не приобрести новый инструмент, был получен ответ: «Если сможешь втиснуть инструмент в имеющееся пространство – построй». С помощью интернета Суер нашел недорогой подержанный орган, перетащил его по частям в церковь и собрал. Затем написал в компанию в Иллинойсе, специализирующуюся на органах, рассказал свою историю и попросил обучить настраивать инструмент: «Они согласились, а потом предложили место в штате». Десять лет он занимался органами, а три года назад перешел в Quimby.

Последние семь месяцев Суер жил в Чикаго, восстанавливая орган памятника архитектуры – Четвертой пресвитерианской церкви. Эта работа была закончена в начале марта 2016 г. Оживленный стараниями мастера инструмент Четвертой пресвитерианской церкви стал крупнейшим органом города – высотой с трехэтажный дом, с пятью мануалами (клавиатурами) и более 8000 трубок. Самая низкая нота извлекается с помощью труб в 32 фута (9,75 м). Орган звучит узнаваемо из-за сплава свинца и олова, применяемого в трубах, объясняет Суер: «Чем больше свинца, тем ближе звук к флейте. Чем больше олова, тем более похоже на струнные инструменты». Правда, в трубы большого диаметра еще добавляют цинк – чтобы повысить прочность.

Суер и его коллеги путешествуют обычно шесть месяцев в году, создавая, реставрируя и настраивая органы. В его работе требуются навыки плотника, инженера, паяльщика, кузнеца, музыканта и даже скорняка.

Машина Руба Голдберга

Суер в шутку сравнивает органы, которые ему приходится реставрировать, с машиной Руба Голдберга. Это выражение означает чрезвычайно сложное, громоздкое и запутанное устройство, выполняющее очень простые функции. Американский карикатурист Рубен Голдберг (1883–1970) начиная с 1920-х не один десяток лет публиковал запутанные схемы своих, как правило, бесполезных изобретений. Например, механизм с петардой, попугаем и катапультой, чье назначение – привести в движение салфетку, которая вытрет вам губы после еды.

В его рабочей сумке набор инструментов из разных эпох. Например, настроечные ножи – металлические штоки различной длины. Руками к трубе прикасаться строго запрещается. Как объясняет Суер, «тепло моего тела может сбить настройку».

Медные настроечные конусы используются для запрессовки трубы, если ее нужно укоротить. Ювелирный молоточек и конусная калибр-втулка применяются при настройке высоких тонов. Многие из этих инструментов перешли к Суеру по наследству от вышедших на покой наставников – своеобразная ремесленная традиция.

Среди современных приборов – стробоскопический тюнер Peterson и манометр – проверять напор воздуха. Еще Суер таскает с собой набор для ремонта кожаных изделий и плотничные инструменты для работы с педалями, рычагами и мехами. «Вообще-то это большая машина Руба Голдберга», – шутит Суер.

Большую часть инструментов Суер носит с собой в компактной сумке Husky, с которой удобно протискиваться в узкие щели и пробираться по лесенкам внутри органа. Свой рост, 5 футов 6 дюймов (1,67 м), Суер считает идеальным для бизнеса: «Приходится совершать акробатические трюки и переносить небольшие грузы, при этом не дотрагиваясь ни до одной из труб».

Горячий сезон для бизнеса по ремонту органов – Рождество и Пасха, когда перепады температуры сбивают настройку многих инструментов. «Перед Рождеством включается отопление, а после Пасхи воздух начинают кондиционировать», – объясняет Суер. Он вынужден носить беруши, чтобы не оглохнуть раньше срока. Приходится частенько кричать, чтобы дать команду помощнику у клавиатуры или тому, кто подстраивает очередную трубку. Так что в кармане у Суера всегда лежат леденцы Halls на случай, если он станет хрипнуть.

Однако мастер готов мириться со всеми этими неудобствами ради главной цели: по расчетам Суера, еще 10 лет практики – и он сможет стать мастером по созданию органов (это высшая ступень квалификации) и наконец создать собственную фирму.

Перевел Антон Осипов

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more