Как директоры-пилоты способствуют инновациям

Стремление к острым ощущениям оборачивается повышением расходов на разработки
Директора-пилоты готовы рисковать, это относится и к инновациям/ Максим Стулов/ Ведомости

Топ-менеджеры и владельцы бизнеса – искатели острых ощущений, управляющие самолетом в свободное от работы время, чаще вдохновляют сотрудников своих компаний на оригинальные идеи и инновации, пишут профессор McGill University Цзинцзин Чжан и ее соавторы в исследовании, опубликованном в январском выпуске Journal of Financial Economics. Авторы работы проанализировали данные более чем о 1200 мужчинах и женщинах, занимавших высшие руководящие должности в компаниях в период с 1993 по 2003 г.

Пока американские компании ищут инновационные идеи, которые могли бы стать очередным прорывом, исследователи, специализирующиеся на проблемах управления, по-новому взглянули на то, откуда такие идеи могут возникать. Возможно, для нового научного и технологического рывка большему числу топ-менеджеров стоило бы брать уроки пилотирования, предполагают Чжан и ее коллеги.

«Гендиректора-пилоты и предприниматели-пилоты значительно отличаются от остальных людей. Они готовы к большим рискам в поисках нового опыта и ощущений, и это относится как к полетам, так и к инновациям», – говорит Чжан и добавляет, что многие из склонных к риску топ-менеджеров, ставших объектами исследования, также водят гоночные автомобили или занимаются экстремальными видами спорта, например затяжными прыжками с парашютом.

Исследователи использовали данные о выдаче лицензий пилотов Федерального авиационного управления США и подсчитали, что компании, возглавляемые пилотами-любителями, в среднем больше тратили на исследования и разработки и ежегодно регистрировали почти вдвое больше патентов, чем их конкуренты, директора которых летают только в пассажирском салоне самолета. Более того, эти патенты были более многообразными и междисциплинарными.

Желание научиться пилотировать небольшой самолет многое говорит о стремлении человека искать новые возможности, предполагающие риск. Пилотированием увлекались сооснователь Oracle Ларри Эллисон, покойный основатель Walmart Stores Сэм Уолтон и Ричард Брэнсон из Virgin Group.

Однако некоторым руководителям такое хобби обошлось очень дорого, и советы директоров компаний в прошлом даже требовали от топ-менеджеров прекратить деятельность, несущую в себе ненужные риски для компании и акционеров. В авиакатастрофах погибли директора Alaska Airlines, Checkers Drive-In Restaurants и еще полудюжины других компаний. В 2012 г. в возрасте 51 года при крушении самолета погиб руководитель Micron Technology Стивен Эпплтон, считавшийся в отрасли микроэлектроники выдающейся личностью.

«Это опасное хобби. Но тот факт, что люди хотят летать, несмотря на риск, многое говорит об их энергии. Получается, что руководители с такой внутренней мотивацией к познанию нового в долгосрочной перспективе могут создавать высокую ценность», – считает Чжан.

Перевела Надежда Беличенко