Статья опубликована в № 4337 от 07.06.2017 под заголовком: Открыли навигацию

Чем «Бизнес-навигатор» помогает малым предпринимателям

И почему у него мало пользователей

Индивидуальный предприниматель из Тулы Софья Умеренкова открыла собственное дело 1,5 года назад, когда у нее родился сын. Она шьет детские одеяла и подушки для знакомых и клиентов, которых находит в социальных сетях. К марту 2017 г. женщина зарабатывала 37 500 руб. в месяц, но больше заказов молодая мать выполнять на дому не могла. Тогда Умеренкова решила снять помещение под мастерскую. Но за аренду 15 кв. м просили 12 000 руб., что было для Умеренковой дорого. Проблема решилась, когда муж предпринимательницы случайно наткнулся в интернете на портал «Бизнес-навигатор», через который она сняла помещение в 25 кв. м за 6000 руб. в месяц в местном бизнес-инкубаторе. По словам предпринимательницы, после переезда количество клиентов выросло: раньше изделия покупали трое из 10 обратившихся клиентов, а теперь – семь из 10. Месячная выручка подросла до 48 800 руб.

Корпорация МСП запустила онлайн-портал «Бизнес-навигатор малого и среднего предпринимательства» в сентябре 2016 г. Гендиректор корпорации Александр Браверман говорит, что портал изначально задуман как ресурс, где в режиме одного окна небольшие предприятия торговли и сферы услуг могут получить информацию о видах федеральной, региональной и муниципальной поддержки малого бизнеса и о специализированных кредитных продуктах, узнать, что нужно для открытия нового бизнеса. Предприниматели, опрошенные «Ведомостями», считают инициативу полезной, но говорят, что до реализации заявленных корпорацией планов пока далеко.

Пошаговая инструкция

К примеру, вы хотите открыть столовую, рассуждает Браверман. Нужно найти помещение в самой походящей части города. В системе содержится информация о 250 000 объектов федеральной, муниципальной и коммерческой недвижимости, а также данные о 844 000 организаций, предоставленные компанией 2ГИС. Кроме того, навигатор использует данные Росреестра и «Яндекс.Карт».

Предприниматель может выбрать улицу, где мало конкурентов, посмотреть площадь помещения и стоимость аренды. Здесь же, в системе, можно будет рассчитать спрос на товары и услуги, которые он собирается предложить потребителю. Расчет основан на данных о реальном потреблении более 900 товаров и более 100 видов услуг, предоставленных компанией «Ромир панель». Далее предприниматель может рассчитать, какой персонал ему понадобится и во сколько ему обойдутся нужные специалисты. Он сможет по ссылке перейти на базу вакансий в своем городе, вакансии предоставлены местными кадровыми агентствами, но со службами занятости портал пока не интегрирован.

Миллионная аудитория

5,5 млн микропредприятий действует в России, малых компаний насчитывается 266 000, средних – 20 000, по данным ФНС

Как уверяет Браверман, на портале имеются усредненные данные более чем о 5000 успешных предприятий малого бизнеса, предоставленные компанией «ЕваБета», и о 49 франшизах, проверенных экспертами отраслевых объединений и разложенных в девять бизнес-планов. Поэтому начинающий предприниматель может составить бизнес-план.

По словам Бравермана, бизнес-план, составленный навигатором, учитывают при принятии решений о выдаче кредитов все банки – партнеры корпорации по программе льготного кредитования «6,5%», в том числе ВТБ, Сбербанк, Промсвязьбанк, банки «Открытие» и «Возрождение». Банки активно продвигают навигатор. При обращении в офис ВТБ клиенту предлагается скидка до 1,5 п. п. на финансирование проектов по бизнес-плану, созданному с помощью навигатора, рассказал представитель ВТБ. Информация о возможностях бизнес-навигатора размещена на сайте банка, сотрудники рассказывают о них клиентам, обращающимся за кредитами, сообщил представитель банка «Открытие».

Портал работает в 169 городах в 83 регионах. Браверман говорит, что корпорация сегодня работает над мобильной версией бизнес-навигатора и интегрирует портал еще с двумя сервисами. Один из них, «Жизненные ситуации», содержит 700 наиболее распространенных жизненных ситуаций для каждого из 90 видов бизнеса, размещенных на портале, и пошаговые варианты решения проблем.

Мало данных

Гендиректор предприятия – изготовителя средств индивидуальной защиты «Бриз-Кама» Ирина Аксенова из Владимира узнала о портале в местном бизнес-инкубаторе. Она считает удобным, что на портале собрана информация из разных источников. Но, по ее мнению, предлагаемые функции ориентированы на начинающих предпринимателей. Ее же предприятие создано в 2002 г., у него есть и производственное, и торговое подразделения. Аксенову заинтересовал лишь список бесплатных образовательных программ для бизнеса. В «Бриз-Каме» нет маркетинговой службы, и Аксенова отправила сотрудников на тренинг по маркетингу и рекламе. Сейчас они создают описание корпоративной символики компании.

Аксенова говорит, что хотела найти через бизнес-навигатор персонал – грузчиков, техников и мастеров. Но функция подбора персонала показалась неудобной: в системе нет резюме самих работников, а только вакансии и предложения от кадровых служб.

Умеренкова хочет видеть в навигаторе больше свежей информации о господдержке. «Мне сейчас нужно закупать оборудование, а информация о финансовой помощи обновляется медленно, и ее немного», – говорит она.

Предпринимательница Анна Заводина из Великого Новгорода смотрит раздел госзакупок на портале, проверяет, нет ли предложений для ее магазинов автозапчастей и станций техобслуживания. Для своего второго бизнеса – туристической компании – она ищет через навигатор партнеров в других городах России. Она уже нашла одного партнера в Алтайском крае и ведет с ним переговоры. Заводина говорит, что в навигаторе не хватает статистической информации и аналитики рынка.

Идея бизнес-навигатора хорошо работает пока лишь в тех регионах, где губернаторам и муниципалитетам удается собрать полную информацию о территориях, говорит Татьяна Минеева, вице-президент «Деловой России».

Не зарабатывают

Работало над проектом 30 программистов из Москвы и Петербурга. Сколько денег было вложено, Браверман не раскрывает. Но, по данным сайта госзакупок, конкурс на разработку и внедрение автоматизированной информационной системы «Мониторинг малого и среднего предпринимательства» на 26 млн руб. для корпорации в сентябре 2016 г. выиграла компания «ЛайфИТ», а цена контракта составила 21 млн руб.

Артем Тихонов, гендиректор IT-компании «Альтер-эго», говорит, что для подобных проектов нужна команда не менее чем из 20 специалистов, каждый обойдется в 150 000–160 000 руб. в месяц, т. е. расходы на разработку составят 36 млн за год. Если проект делает сторонний исполнитель, затраты возрастают вдвое.

Подключение городов

В сентябре 2016 г. «Бизнес-навигатор малого и среднего предпринимательства» заработал в 76 городах с населением более 250 000 человек, а в декабре того же года – еще в 93 городах.

По словам Тихонова, бизнес-навигатор агрегирует огромный объем информации. И чтобы монетизировать сайт, можно сделать платными часть исследований рынка. Браверман же говорит, что корпорация не занимается монетизацией трафика и нацелена помогать предпринимателям, а не зарабатывать. Сейчас все сервисы на портале бесплатны. На платной основе предоставляются только сервисы партнеров.

В узких кругах

Корпорация МСП планирует к концу 2018 г. увеличить число пользователей вчетверо – до 280 000. Большинство предпринимателей недостаточно финансово и юридически грамотны, чтобы правильно составить бизнес-план или придумать прибыльную модель бизнеса, говорит Алексей Петропольский, гендиректор юрфирмы Urvista и член «Опоры России», и портал может быть им полезен. Но он предупреждает, что популяризации портала могут помешать страхи малых предпринимателей. Они могут заподозрить, что их регистрационные данные будут использоваться для проверки налоговой дисциплины, говорит Петропольский. Как рассказала Аксенова, для регистрации юрлица на портале нужно указать ИНН и ОГРН. Для ИП процедура проще. Умеренкова зарегистрировалась, послав по электронной почте свое имя.

Елена Бондаренко, руководитель программы-практикума бизнес-школы «Сколково», полагает: чтобы навигатор стал полезным, надо решить главную проблему – увеличить трафик и понять нужды широкой предпринимательской аудитории (какие страницы портала пользователи посещают и какие функции им по-настоящему нужны).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать