Что дает диплом МВА по искусственному интеллекту

Бизнес-школы начинают новые программы для управленцев
Варвара Гранкова

Компаниям, которые хотят использовать технологии искусственного интеллекта, нужны сотрудники, которые понимают и как работает машинное обучение, и как его можно применить в бизнесе. Однако найти людей, которые разбираются и в том и в другом одновременно, трудно.

Расположенная в Торонто Smith School of Business пытается восполнить кадровый дефицит, запустив первую в Северной Америке программу магистратуры для управленцев в сфере искусственного интеллекта (MMAI). В сентябре этого года обучение по программе начали 40 студентов. Такие темы, как применение искусственного интеллекта в финансах и этические аспекты этой технологии, чередуются с практическими занятиями по обработке естественного языка и глубинному обучению (применение искусственных нейронных сетей для усовершенствованного распознавания образов).

Курсы по искусственному интеллекту за последние пару лет появились в таких бизнес-школах, как Kellogg, INSEAD и MIT Sloan. Но Smith стала первой школой, запустившей целую программу, посвященную глубокому изучению машинного обучения.

Уже несколько лет Smith находится в числе бизнес-школ, быстрее всего интегрирующих технологии в учебные программы. В 2013 г. эта школа первой в Канаде открыла магистратуру менеджмента в сфере анализа данных, рассказывает руководитель этого курса и MMAI Стивен Томас. Спустя пару лет аналогичные программы появились еще в трех школах. Томас ждет, что этому примеру последуют и другие школы.

Идея новой программы появилась в ноябре прошлого года, когда совет школы выразил беспокойство по поводу растущего дефицита управленцев, разбирающихся в искусственном интеллекте. «Наем технарей не всегда хорош с точки зрения развития бизнеса», – говорит профессор Томас.

Нехватка специалистов с нужными навыками создает помехи распространению технологии искусственного интеллекта, считает старший аналитик Forrester Кьелл Карлссон. В 2016 г. его исследовательская фирма опросила 170 глобальных компаний, и почти 40% респондентов сообщили, что не инвестируют в искусственный интеллект, так как не понимают, каким образом эту технологию можно использовать в бизнесе.

«Специалисты по технологиям могут рассказать вам о самой технологии, но вряд ли о том, какие проблемы бизнеса она может решить», – объясняет Карлссон. С лидерами бизнеса все наоборот: обычно у них масса идей, как улучшить компанию, но мало знаний, на что способна новая технология. «Фундаментальный навык, необходимый бизнесу для освоения потенциала искусственного интеллекта, – это понимание, какие проблемы эта технология способна решить», – добавляет Карлссон.

Один из первых студентов программы MMAI – 30-летний Джей Раджазихаран. Он начал карьеру инженером в аэрокосмической отрасли. Вскоре его заинтересовали бизнес-аспекты проектов, над которыми он работал, и он перешел в IBM на должность бизнес-аналитика. Раджазихаран уверен, что машинное обучение преобразит бизнес-процессы, и хочет быть готов к этому. Он мог получить степень по анализу данных, но выбрал курс MMAI в Smith, потому что хочет продолжать карьеру в этом направлении. «Либо я стану действительно хорошим разработчиком и смогу внести революционные изменения в алгоритм глубинного обучения, либо я по меньшей мере разберусь в технологиях и смогу использовать их для революции в бизнесе», – говорит он.

По словам Раджазихарана, MMAI представляет собой «полный курс в форме частичной занятости». Занятия проходят вечером по вторникам, а также по субботам, плюс 20–30 рабочих часов в неделю. «Я поговорил со своим руководством, и они согласились. Они понимают, что в некоторые дни мне придется сосредоточиться на учебе. К тому же меня активно поддерживают жена и друзья», – говорит он.

Профессор Томас считает, что занятия по вечерам и в выходные должны привлечь тех, кто работает. «Нам нужны опытные профессионалы, и многие из этих людей не готовы на год бросить работу. Мы подстраиваем программу под их потребности», – объясняет он.

Smith сообщает студентам сроки сдачи курсовых работ заранее, чтобы они могли распланировать работу на год вперед. Учебный процесс основан на командной работе, курсовые, кроме финального проекта, выполняются в группах, которые работают вместе на протяжении полугода. «Так студенты могут помогать друг другу: если кому-то нужно, например, на свадьбу, другие члены группы могут его заменить», – объясняет профессор и добавляет, что такая гибкая коллективная форма занятий ближе к реальной рабочей обстановке, чем индивидуальное обучение.

Курс MMAI только что начался, но работодатели уже активно интересуются будущими выпускниками. По словам Томаса, в школу уже звонили из многих компаний, заметивших рекламу программы, и интересовались лучшими студентами – кого из них стоит нанять на работу.-

Перевела Надежда Беличенко