Как заработать миллионы на творческих амбициях директоров, бухгалтеров и логистов

Компании не жалеют денег на модные курсы креативного мышления для сотрудников
Соломон Шлосман начинал копирайтером в рекламном агентстве/ Максим Стулов / Ведомости

Любого человека можно научить нестандартно мыслить, креативность – навык, который можно тренировать, говорит 28-летний москвич Соломон Шлосман, сооснователь школы креативного мышления Most Creative Camp. Сам Шлосман по образованию геофизик, после окончания университета он успел поработать по специальности, но ему было скучно. В 2012 г. Шлосман решил найти другую работу и устроился копирайтером в рекламное агентство Most Creative Club. Поначалу было трудно: каждый день приходилось в очень короткие сроки придумывать идеи рекламных кампаний. Через три года Шлосман вырос до руководителя отдела продюсирования проектов. Летом 2015 г. он предложил руководству устроить бесплатную стажировку для студентов: сотрудники агентства читали молодежи лекции о креативном мышлении, учили их придумывать рекламные кампании для реальных заказчиков. Тогда Шлосман подумал, что курсы по креативному мышлению можно поставить на поток и брать за обучение деньги.

В 2016 г. друзья впервые организовали выездной курс в Грузии на майские праздники, где всех желающих учили нестандартно мыслить. Путевка стоила около 24 000 руб. без учета авиабилетов. За несколько недель около 30 человек купили путевку, вспоминает Шлосман. Курс придумывал Шлосман вместе с директором агентства Даниилом Филиным и креативным директором агентства Михаилом Герасимовым. А через год о лагере креативного мышления узнали крупные компании – банки, интернет-компании и промышленные холдинги. Они стали отправлять на курсы креативного мышления сотрудников целыми отделами.

Программа была рассчитана всего на 3–4 дня. Людей привлекало, что они смогут быстро научиться фонтанировать интересными идеями. Участникам читали короткие лекции о методах мышления и давали разные упражнения. Примеры заданий: придумать настольную игру, написать сценарий фильма или праздника. Шлосман уверяет, что большинство заданий и лекций школы основаны на его собственном опыте работы в рекламе.

В середине 2016 г. Шлосман зарегистрировался как ИП и теперь занимается только организацией лагерей и корпоративных курсов для компаний. Образовательный проект Most Creative Camp за год обучает около 1500 человек. По данным Шлосмана, в 2018 г. выручка школы составила 15 млн руб., а чистая прибыль – около 10 млн. Шлосман отдает агентству Most Creative Club 20% прибыли – за использование офиса и бренда компании.

Аварийный отель

Сначала Шлосман организовывал выезды в разные места: в Екатеринбург, в село Териберка в Мурманской области, получившее известность благодаря фильму «Левиафан», и в Тбилиси. Каждый раз Шлосман придумывал новую тему и новые задания, приглашал лекторов из сферы кино, музыки, изобразительного искусства, за лекции платили деньги. Ездили учиться в основном молодые женщины, руководители среднего звена и предпринимательницы, рассказывает Шлосман. Большинство участников – маркетологи и PR-специалисты, для них тренинги были не развлечением, а частью профессиональной подготовки.

В новогодние каникулы 2017 г. Шлосман организовал лагерь на горнолыжном курорте в Грузии, темой было создание игр. Через знакомых он нашел в Омске эксперта, купил ему билет в Грузию, оплатил проживание в гостинице и питание. Но на лекции перед публикой эксперт потерпел фиаско: его рассказ был скучным, а ответы на вопросы слушателей – невнятными. Шлосману пришлось вести курс самому – по ночам эксперт помогал ему готовить выступление.

Организация была хлопотной: Шлосман из Москвы искал гостиницу, заказывал трансфер для гостей из аэропорта, бронировал ресторан на завтраки, обеды и ужины. Однажды он забронировал гостиницу в Грузии. За два месяца до заезда выяснилось, что отель в аварийном состоянии, а люди уже раскупили билеты. В поисках другого отеля Шлосману пришлось наведаться в Грузию шесть раз.

Предприниматель понял, что проще подготовить несколько стандартных программ и проводить курсы в отелях Подмосковья. Теперь лагерь организуется пять раз в год в трех подмосковных отелях. Стоимость билета – от 24 000 до 28 000 руб. за два дня. Спрос повысился, так как стало проще и дешевле добираться. В 2018 г. выручка от продажи билетов в лагеря составила 5 млн руб., а чистая прибыль – 1,7 млн.

Эра Сбербанка

Начало новому этапу развития Most Creative Camp положила сотрудница Корпоративного университета Сбербанка, которая приехала учиться творческому мышлению, рассказывает Шлосман. Программа ей понравилась, и она предложила предпринимателям провести короткое занятие для сотрудников в университете Сбербанка. Основатели школы сократили двухдневную программу до четырех часов. После пробного урока Сбербанк предложил школе проводить курсы постоянно и включил курс в программу «Сбербанк мини-МВА». Ее ежегодно проходит примерно 600 линейных руководителей банка, рассказывает ректор Корпоративного университета Сбербанка Валерия Заболотная. Курс не является обязательным, однако его выбирает, как правило, треть слушателей программы, отмечает она.

Основатели школы решили растиражировать удачный опыт и разработали несколько программ для корпоративных заказчиков. Они разослали предложения по электронной почте клиентам рекламного агентства. Четырехчасовой курс креативности для корпоративных клиентов стоит 150 000 руб. на группу, программа на один день – 250 000 руб., а на два дня – 400 000 руб. Компании сами оплачивают гостиницу и питание для сотрудников и для основателей курса. В среднем на курс приходят 40 человек.

Производитель алкоголя Pernod Ricard Rouss был клиентом рекламного агентства Most Creative Club. Узнав о курсах креативного мышления, он отправил учиться весь отдел маркетинга – 60 человек, говорит представитель компании. По его словам, из-за запрета на рекламу алкоголя Pernod Ricard Rouss приходится постоянно изощряться, придумывая оригинальные кампании по продвижению. А курсы помогают генерировать новые идеи в короткие сроки, уверяет он.

Большинство клиентов пришли не через контакты рекламного агентства, а по рекомендации, утверждает Шлосман. Например, компания Qiwi. По словам представителя компании, Qiwi дважды отправляла сотрудников отдела стратегических коммуникаций и отдела персонала на двухдневные программы. После обучения мозговые штурмы в Qiwi стали эффективнее и команды быстрее приходят к финальным решениям, отмечает он.

«Они смеялись»

«В аудитории сидели взрослые мужчины в пиджаках и галстуках. А перед ними стоим мы. Менеджеры уткнулись в телефоны, постоянно перебивали нас и смеялись», – вспоминает Шлосман, как в 2018 г. проводил четырехчасовой курс для 10 руководителей отделов крупного банка. Филин, Герасимов и Шлосман не стали раздражать их лекциями и сразу перешли к практике. Они разделили их на две группы и дали задания. Участники оживились, стали шуметь, предлагать идеи. Они ничего оригинального не придумали, зато поняли, что им не хватает креатива, и начали слушать, вспоминает Шлосман. «Им даже пиджаки стали мешать», – улыбается Шлосман.

Курсы по креативности вошли в моду и у Most Creative Camp много конкурентов, говорит Дарья Тулубенская, партнер компании «Контакт». Обычно компании заказывают курсы для развития креативного мышления сразу у нескольких школ. Например, полгода назад открылась компания «Центр дизайн-мышления». Компания уже обучила около 1500 человек и ведет образовательные проекты в крупных корпорациях, говорит директор центра Мария Сташенко. Она уверена, что спрос на курсы будет расти. Если раньше программы заказывали в основном банки и IT-компании, то теперь стали обращаться и промышленные холдинги, говорит Шлосман. В прошлом году Most Creative Camp проводила курсы для бухгалтеров, финансистов и логистов крупной металлургической компании. В 2018 г. выручка школы составила 15 млн руб., около 80% пришлось на корпоративных клиентов.

Most Creative Camp, как и другие образовательные компании, вышла в онлайн. В 2017 г. предприниматели разработали онлайн-курс – чат-бот в Telegram, который в течение недели ежедневно рассылает участникам видеоролики с лекциями и короткие задания. В создание курса Шлосман вложил около 700 000 руб. Сначала его предлагали только компаниям – по 7000 руб. за одного пользователя, но спроса не было: компании больше привыкли к очному обучению. Школа снизила цену до 4500 руб. и начала продавать курсы физлицам, всего они купили около 100 курсов.

Из-за бурной автоматизации процессов в последние годы от людей все настойчивее требуют творческого подхода, говорит Тулубенская. Она рассказывает, что при подборе топ-менеджеров работодатели теперь требуют от кандидатов умения мыслить нестандартно и даже проводят тесты на креативность. Курсы по развитию творческого мышления полезны сотрудникам всех отделов и всех уровней – не только маркетологам, но и логистам, финансистам, кризисным менеджерам, уверен бизнес-тренер Константин Савкин. Однако за четыре часа или два дня научить креативности невозможно, считает он. К тому же корпоративное обучение обычно носит добровольно-принудительный характер, поэтому не слишком эффективно, поясняет Савкин. Сташенко считает, что обучение нужно проводить минимум месяц. Проблема в том, что очень трудно оценить результативность таких курсов, предупреждает Тулубенская. Компания Pernod Ricard Rouss не оценивала эффективность обучения, но за время курса участники придумали несколько перспективных идей, которые можно использовать, говорит представитель компании.