Зачем компании скрывают всю правду от кандидатов о предлагаемой должности

И к каким последствиям это приводит
Варвара Гранкова / Ведомости

Логика, которой зачастую руководствуются менеджеры по найму, примерно такая: если соискатели узнают, сколько им придется работать или насколько скучной окажется должность, мы никого не наймем. Эти рассуждения ошибочны. Чтобы эффективно нанимать персонал, вам не обойтись без честного разговора о компании и о том, что требуется для успешной работы в ней.

Процесс собеседования должен походить на поиск идеальной пары. Если кандидату кажется, что он не очень подходит вашей компании или не соответствует предлагаемой должности, скорее всего, он прав. Если вы позволите ему отказаться от предложения, вы сэкономите много времени и ресурсов, которые потребовались бы на его обучение и введение его в курс дела: он все равно покинул бы вас через короткое время. Цена ошибки в этом случае весьма велика.

Шаблонные ответы

Мы рекомендуем компаниям построить процесс найма так, чтобы кандидаты задавали свои вопросы компании так же, как и компания задает свои вопросы им. Мы даем тот же совет, что и основатель Bridgewater Associates Рэй Далио в своей книге «Принципы: жизнь и работа»: «Покажите кандидатам свои недостатки».

На самом деле у вас нет выбора. Несколько десятилетий назад процесс рекрутинга был устроен гораздо проще. Инвестиционные банки, консалтинговые агентства и прочие организации могли организовать в университетских аудиториях мероприятия, выступить там с превосходно подготовленными речами и выставить свою компанию в максимально выгодном свете. На возможные вопросы студентов были заготовлены шаблонные ответы. И не успевали потенциальные кандидаты подойти к представителям компании, как тех уже и след простыл. На установление связи между сотрудниками компании и выпускниками требовались долгие часы, поэтому большинству студентов приходилось принимать на веру хвалебный автопортрет компании.

Примени такую тактику любая компания сегодня, это вызвало бы серьезный общественный резонанс. В эпоху Glassdor и LinkedIn искушенные кандидаты еще до собеседования узнают о вашей компании все, что можно и нельзя. Им сразу становится известно о ваших попытках исказить истину в целях сохранения безупречного положительного образа организации.

Взаимная честность

Умные компании на собеседованиях стремятся продемонстрировать свою прозрачность и ожидают от кандидата ответной откровенности. Это позволяет задать тон будущим отношениям, так что в ваших силах моделировать поведение в нужном направлении. Будьте позитивны. Например, вы можете рассказать о том, почему вашим сотрудникам нравится у вас работать. При этом честно скажите, что ждет кандидата на его рабочем месте. Отметьте возможные трудности и проблемы, расскажите о том, что вдохновляет сотрудников преодолевать препятствия, раскройте ключевые элементы вашей корпоративной культуры, которая может понравиться одному, но не подойдет другому.

66%

сотрудников американских компаний полагают, что согласились на работу, которая им изначально не подходила, а 50% ушли с неподходящей работы через полгода, выяснила The Harris Poll

Специалистам по найму и подбору персонала мы рекомендуем уделить время вопросам, которые помогут кандидатам избавиться от страха и понять, подходит ли им должность, на которую они откликнулись. Можно использовать, например, такие формулировки.

Мы задали вам несколько вопросов, чтобы понять, насколько вы нам подходите. Но хотелось бы убедиться, что и мы вам подходим. Мы уверены, что вам важно получать удовольствие от работы, поэтому можете говорить максимально открыто. А мы со своей стороны постараемся вам обязательно помочь.

Давайте представим, что прошло два месяца с начала вашей работы. Понравилось бы вам, если бы... Дальше надо описать работу, которую человек будет выполнять на этой должности, и посмотреть, что он скажет.

В предыдущем разговоре вы сказали, что готовы проводить в командировках 80% рабочего времени. Вы уверены, что это действительно вам подходит?

Заблуждения начальства

Исследования показывают, что прямые и однозначные вопросы – лучший способ получить честные ответы. Но, к сожалению, работодатели часто пытаются искать подтекст в словах кандидата и делают собственные выводы о предпочтениях человека. Однажды мы работали с гендиректором компании стоимостью в $1 млрд. Своим кандидатам он задавал вопрос: «Какова ваша долгосрочная цель в карьере?» Если кандидат отвечал не то, чего от него ждали, либо недостаточно четко формулировал ответ, гендиректор считал это признаком невысокого уровня амбиций или нежелания много работать. Он получил бы гораздо лучшие результаты, если бы спрашивал людей, хотят ли они рано вставать и насколько им нравится задерживаться на работе ради большего успеха.

Еще один пример: специалист по найму не спрашивал соискателей на должность менеджера по продажам, готовы ли они целыми днями сидеть на телефоне и обзванивать клиентов. Он считал, что опытные кандидаты и так знают о том, что им придется много звонить, и готовы делать это для его компании. Когда мы предложили ему задавать кандидатам этот вопрос, он рассмеялся и сказал: «Конечно, они ответят, что их все устраивает. Они же хотят получить работу». Однако в реальности далеко не все кандидаты вели себя так, как ожидал менеджер.

41%

кандидатов, недовольных собеседованием, заявили, что отныне не будут покупать продукцию компании, которая плохо провела интервью, показал опрос некоммерческая организация Talent Board

Однако, по нашим наблюдениям, большинство кандидатов, претендующих на серьезные должности, не будут искажать свои предпочтения и опыт только ради того, чтобы получить рабочее место. Специалисты по найму преувеличивают риск возможной лжи и недооценивают возможность того, что кандидат может искренне не знать, что ждет его на конкретной должности в конкретной организации. Если вы все еще не готовы в это поверить, подумайте о таком сравнении: неужели 40% американских браков распадается из-за того, что будущие супруги целенаправленно лгут друг другу? Может, это происходит из-за того, что они вовремя не задают друг другу неудобных вопросов о будущем браке?

Проверка кандидата

Винсент Швайковски, выходец из Boston Consulting Group, а в настоящее время директор подразделения маркетинга в компании ArcLight Cinemas, избрал любопытную тактику. Лучшим кандидатам он предлагает пройти такую проверку: они должны познакомиться с двумя последними отчетами сотрудников компании. Причем один из отчетов сделан сотрудником, который плохо работает. После этого он предлагает кандидатам задать любые вопросы. «Не поймите меня неправильно, – говорит он. – Я не хочу потерять хорошего кандидата, но я также не хочу снова открывать эту позицию через полгода только потому, что предыдущий кандидат быстро покинул мою компанию».

Способы удостовериться в честности кандидатов есть. Исследования показывают, что люди зачастую плохо отличают правду от лжи. Примите тот факт, что вы не умеете читать мысли и нужно потрудиться, чтобы узнать истину.

$14 900

в среднем потеряли в 2017 г. американские компании на каждом ошибочно нанятом сотруднике, показал опрос 2257 менеджеров по найму в США, проведенный аналитической компанией The Harris Poll

Дайте кандидатам понять, что вы проверите их рекомендации. Это отпугнет отъявленных лжецов. Имейте в виду, что соискатели могут счесть это излишним вмешательством в их жизнь, что оттолкнет от вашего предложения и может закончиться тем, что человек напишет негативный отзыв в интернете. Здесь важны тон беседы, правильно подобранные слова, личность и харизма менеджера, проводящего интервью.

И наконец, задавайте наводящие вопросы. Идеально, если им будут предшествовать мягкие утверждения, вызывающие на откровенный разговор. Например: «Не уверен, что правильно вас понял. Вы имели в виду, что...» или «Позвольте мне убедиться в том, что я верно вас понимаю. Вас точно устроит этот момент?»

Ошибка найма не выгодна никому – ни компании, ни кандидату. Именно поэтому компании важно правильно провести все собеседования и быть честной с кандидатом.

Об авторах: Атта Тарки – сооснователь и CEO компании ECA, специализирующейся на поиске управляющего персонала и проектных исполнителей; Джефф Вейс – основатель и управляющий директор компании CCI, преподаватель Медицинской школы в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе