Как Сбербанк, X5 Retail Group, Почта России и другие возвращают сотрудников в офисы

Некоторые меры безопасности сотрудники себе и представить раньше не могли
Варвара Гранкова

После отмены режима самоизоляции планы поэтапного возвращения сотрудников в офисы разработали Сбербанк, «Ростелеком», «Почта России», «Россети» и другие крупные работодатели. Процесс уже пошел. По данным совместного опроса «Ведомостей» и Online Market Intelligence (OMI), на дому во время пандемии трудились 33,1% из 6859 работающих россиян – пользователей интернета. 39,5% из них уже вернулись в офисы, и еще 17,9% вернутся до конца июня.

Но для начала компаниям придется переоборудовать офисы и адаптировать рабочие процессы к новым санитарным нормам. За их нарушение возможна административная и даже уголовная ответственность, предупреждает Елена Кожемякина, управляющий партнер BLS. Например, в указе мэра Москвы предписано не допускать к работе людей с хроническими заболеваниями, обеспечить масочно-перчаточный режим, измерять температуру не реже одного раза в четыре часа, организовать разделительные перегородки, если невозможно социальное дистанцирование.

Несколько месяцев пандемии люди провели в тревоге за свое здоровье и благополучие родных и близких. И теперь сотрудники ждут, что работодатели организуют для вернувшихся в офисы максимально безопасное рабочее пространство, говорит Алиса Безлюдова, директор департамента маркетинга «Медицина» группы «Альфастрахование». По данным проведенного компанией «Альфастрахование медицина» опроса офисных сотрудников 100 российских компаний, проработавших удаленно не меньше месяца, работники больше всего хотят, чтобы наниматель проводил дезинфекцию столовой, установил перегородки в офисах и снабдил сотрудников масками, перчатками и антисептиками. «Ведомости» выясняли, совпадают ли ожидания сотрудников с реальными мерами, предложенными им работодателями.

Маски и градусники

Работники в первую очередь хотят получить от компаний простейшие средства защиты. Примерно 42% респондентов считают, что работодателям необходимо поставить на входе в офисы антисептики и в начале рабочего дня измерять сотрудникам температуру, говорится в исследовании «Альфастрахования». Еще 37% ждут, что им будут регулярно предоставлять маски, 31% надеются на частую санобработку помещений – ручек дверей и рабочих поверхностей. 21% не против, чтобы руководство ежедневно рассылало по корпоративной почте памятки о необходимости мытья рук. А 15% опрошенных хотели бы, чтобы в рабочих помещениях были установлены бактерицидные лампы и рециркуляторы воздуха.

По этим пунктам меры, принятые работодателями, соответствуют ожиданиям сотрудников (а иногда и превосходят их). «Ведомости» опросили более 40 компаний, какие меры предосторожности они используют в офисах. Ответили на запрос 20 компаний. Все сообщили, что выполнили по меньшей мере три из шести перечисленных сотрудниками пожеланий.

73,7% работающих интернет-пользователей в совместном исследовании «Ведомостей» и OMI сообщили, что работодатели предоставляют им маски и перчатки, 50,6% – что в их офисах стали чаще убираться. А 18,1% заметили на работе бактерицидные лампы и рециркуляторы воздуха.

Многие компании строго соблюдают требования закона. Rambler контролирует измерение температуры через корпоративный портал и закрытые личные кабинеты «Мое здоровье». Каждый сотрудник, намеревающийся посетить офис, должен до выезда из дома и затем каждые четыре часа вносить результаты термометрии. Сотрудники с температурой тела выше 37,2 градуса, а также те, кто не передал показания, не допускаются к работе, рассказывает представитель Rambler. В марте – мае 2020 г. централизованные затраты «Росгосстраха» на противовирусные меры составили примерно 21 млн руб. Это расходы на санитарную обработку офисов, средства индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки), антисептики, бактерицидные лампы, рециркуляторы воздуха и инфракрасные термометры, поясняет представитель «Россгосстраха».

Гораздо меньше работодателей организовали тестирование сотрудников. По данным совместного опроса «Ведомостей» и OMI, более 15% респондентов были протестированы на коронавирус. В Москве доля протестированных существенно выше, чем в среднем по стране: столичные работодатели проверили каждого четвертого сотрудника (24,6%).

Например, Сбербанк проводит бесплатное регулярное тестирование сотрудников на COVID-19. В компании работает примерно 278 000 человек. А сдавать тесты работникам необходимо каждые 3–4 дня. Срок годности результатов теста – семь дней после даты тестирования. Записаться на тестирование можно через корпоративное мобильное приложение, рассказывает представитель Сбербанка.

В «Акадо телекоме» тестируют сотрудников каждые 15 дней, говорит Ольга Мещерякова, директор по персоналу «Акадо телекома».

А «Сибур» настаивает на тестировании сотрудников подрядных организаций, например клининговых служб, рассказывает источник, близкий к компании.

Пластиковые тарелки

По данным опроса «Альфастрахования», больше всего офисных работников волнуют столовые и общая посуда. Примерно 65% сотрудников надеются, что их столовые перейдут на одноразовые тарелки и приборы. А 48% будут чувствовать себя спокойнее, если посуду будут мыть не руками, а в посудомоечных машинах при высокой температуре.

Но работодатели не спешат менять стеклянные тарелки на пластиковые и бумажные. Только 9,2% респондентов совместного исследования «Ведомостей» и OMI сообщили, что в их столовой используют одноразовую посуду (в Москве – 12,9%).

Базовое правило безопасности корпоративной столовой – дезинфекция столовых приборов. Оно соблюдается всегда, уверяет директор по персоналу и организационному развитию X5 Retail Group Татьяна Красноперова. Но переходить на одноразовую посуду ритейлер не собирается – это противоречит целям компании по устойчивому развитию, поясняет Красноперова.

Компания Rambler Group решила на время заменить обычную посуду одноразовой, но советует сотрудникам приносить свою посуду из дома. На одноразовую посуду решили перейти в столовых Danone, «Сбермаркета», «Росгосстраха», ОМК и «Мегафона», сообщили представители компаний.

В столовой «Мегафона» еда выдается в контейнерах и сделана разметка, рассказывает Валентина Ватрак, директор по корпоративному развитию и управлению персоналом «Мегафона». «Coca-Cola НВС Россия» разработала график посещения столовой и попросила сотрудников стоять в очереди на расстоянии 1,5–2 м друг от друга и садиться за столы по одному человеку. В обеденных зонах и кофе-пойнтах «Литреса» строго запрещено садиться за столы по несколько человек, говорит Сергей Анурьев, генеральный директор группы «Литрес». За соблюдением этих правил следят непосредственно руководители подразделений, офис-менеджер и коллеги, продолжает Анурьев. А ОМК вводит полный запрет на сборы сотрудников в кабинетах и открытых офисных пространствах (например, чтобы отметить день рождения), говорит представитель ОМК.

Одноразовая посуда безопасна только в том случае, если она в стерильной упаковке, считает директор по обеспечению качества санитарии, гигиене и пищевой безопасности «Sodexo Россия» Андрей Курочкин. Sodexo занимается организацией питания и сервисным обслуживанием. По мнению Курочкина, современные посудомоечные машины со стерилизующим эффектом гораздо надежнее – температура воды в такой машине достигает 90 градусов.

Кабинеты и лифты

Более половины сотрудников российских компаний надеются, что работодатели разделят рабочие потоки после окончания режима самоизоляции, говорится в исследовании компании «Альфастрахование медицина». Примерно 58% опрошенных чувствовали бы себя безопаснее в небольших кабинетах с ограниченным количеством человек, чем в больших помещениях с открытой планировкой. Но на практике получить отдельный кабинет почти нереально. Только одна компания из 20 опрошенных «Ведомостями» – «Акадо телеком» – сообщила, что в ее офисе преимущественно кабинетная рассадка. Перегородки в офисах упомянули три компании – «Мегафон», а также Danone и Rambler Group, которые поставили защитные экраны в зоне ресепшн. По данным OMI, только 5,7% сотрудников заметили в своих офисах новые кабинеты и перегородки (в Москве – 9,5%).

Компании чаще всего ограничиваются перестановкой столов и изменением схемы рассадки. 13,8% респондентов совместного исследования «Ведомостей» и OMI сообщили, что офисная рассадка изменена. В Москве перестановки прошли в каждом пятом офисе (19,1%).

Возвращение в офис после изоляции потребовало больших организационных усилий, рассказывает Анна Орлова, директор по организационному развитию и персоналу «AliExpress Россия». В московском офисе AliExpress работают 300 человек. На первых порах ритейлер вернет не более 40% коллектива – в первую очередь тех, кто сам очень хочет вернуться, говорит Орлова. Их рабочие места ритейлер расположил в шахматном порядке – на расстоянии 1,5 м друг от друга.

В офисах Х5 Retail Group работают 10 000 человек (Красноперова не уточнила, все ли они посещают офис сейчас). Пока ритейлер существенно не изменил планировку, но значительно ограничил количество сотрудников, которые могут одновременно работать в одном помещении, сказала Красноперова.

В компании «Литрес» в офисе сейчас трудится около 200 человек. Допускается размещение не более одного рабочего места на 9 кв. м площади. А в инвестиционной компании «Универ капитал» со штатом около 100 человек основная часть сотрудников работает в общем помещении с открытой планировкой. Столы расставлены на расстоянии не менее 3 м друг от друга, говорит Асхат Сагдиев, генеральный директор компании.

В «Фосагро» правила социального дистанцирования ввели и на корпоративном транспорте: автобусный парк компании в начале пандемии был увеличен вдвое, чтобы обеспечить безопасное расстояние между работниками во время поездок и рассаживать их в шахматном порядке, рассказывает Дмитрий Бородич, директор по персоналу и социальной политике «Фосагро».

Danone и «Coca-Cola НВС Россия» сделали указатели и разметку на полу, чтобы сотрудники не контактировали в коридорах, курилках и раздевалках.

Но настоящей преградой для работодателей стали лестницы, лифты и входные двери – узкие места, где трудно разводить потоки. «Почта России» продлила дистанционный период работы для офисных сотрудников до конца июня. А 10 июня в компании прошло совещание руководства, на котором обсуждались необходимые меры для возвращения сотрудников в офисы. Оно будет сопровождаться множеством ограничений. Совещаться группами нельзя, через каждые четыре часа будут паузы для дезинфекции, потребуются перегородки в больших кабинетах и открытых рабочих зонах. Может оказаться, что выход в офис в таком режиме снизит эффективность команды, говорит представитель «Почты России» (в офисах работают 25 000 сотрудников, из них 5000 – в Москве). Но даже если правильно распределить сотрудников по кабинетам и рассадить на должном расстоянии, разделить потоки в лифтах, холлах и на лестницах не удастся, отмечает представитель «Почты России».

Компания «Россгострах» рекомендовала сотрудникам реже ездить в лифтах.

Офис AliExpress находится в одной из башен «Москва-сити», правила пользования лифтами изменились: теперь в них может находиться не более четырех человек, рассказывает Орлова. Чтобы сотрудники не толпились на входе и выходе из офиса AliExpress, их направляют к разным дверям.

Х5, «Азбука вкуса», «Сибур» и ОМК сделали плавающий график, который позволяет сотрудникам приходить и уходить с работы в разное время и не сталкиваться в дверях.

Роботы и чистые столы

Некоторые компании вводят правила и меры предосторожности, которых сотрудники не могли себе и представить. В Х5 новое правило – оставлять чистые столы, без личных вещей и рабочих принадлежностей, когда уходишь из офиса, говорит Красноперова. Чистые столы нужны на случай экстренной дезинфекции и личные вещи сотрудников будут мешать, поясняет она.

А в офисе ОМК временно запрещено одалживать у коллег карандаши и прочие канцелярские принадлежности. Можно будет пользоваться только индивидуальными компьютерами, бумагой и своими ручками, говорит представитель ОМК.

А Лаборатория робототехники Сбербанка даже разработала робота-дезинфектора. В конце апреля – начале мая его прототип был протестирован в одной из клиник Москвы. Сейчас лаборатория прорабатывает различные сценарии использования робота-дезинфектора, одновременно запускается производство опытной серии роботов в одной из дочерних компаний группы Сбербанка. Первые такие устройства будут запущены в эксплуатацию в июле этого года, говорит представитель Сбербанка.