Как четыре аспиранта из Новосибирска очистители воздуха изобретали

Бизнес начался с очистителей для курилок, а теперь приносит 1,2 млрд рублей в год
Дмитрий Трубицын умеет находить деньги для своих капиталоемких проектов. У него два инвестора /Пресс-служба «Тион»

38-летний новосибирец Дмитрий Трубицын задумался об открытии собственного бизнеса после окончания аспирантуры Института катализа РАН. Диссертацию Трубицын так и не защитил, зато создал группу компаний «Тион», выпускающую различные очистители и обеззараживатели воздуха, а также умные метеостанции для замера загрязненности воздуха. Первая компания группы «Аэросервис» была создана Трубицыным вместе с тремя друзьями-аспирантами – Филиппом Сабельфельдом, Ильей Поляковым и Денисом Волковым – в 2006 г. Идею Трубицыну подсказал друг семьи Трубицыных, физик Алексей Першин, владелец крупного производителя очистителей воздуха «Аэролайф». А в 2019 г. выручка «Тиона» составляла уже 1,2 млрд руб. Примерно 10% выручки компания получает в Китае, СНГ, Словакии и других странах. Очистители «Тион» установлены в ресторанах Novikov Group, McDonald’s, сети «Азбука вкуса», отелях Hyatt, в домах, которые строит компания «Донстрой», а также примерно в 1000 медицинских учреждений. Бизнес «Тиона» входит в число немногих видов бизнеса, которые сильно выросли в пандемию. Закупки увеличили и компании, чтобы обезопасить сотрудников, и больницы, и частные потребители, тревожащиеся за свое здоровье, говорит Трубицын. 

Рынок очистителей

Очистители бывают трех категорий: бытовые, профессиональные (например, для очистки воздуха в ресторанах, гостиницах, цехах и обеззараживания воздуха в больницах и лабораториях), а также промышленные, которые очищают дым ТЭЦ и целых заводов. Они могут работать автономно, в режиме рециркуляции, или встраиваться в систему вентиляции. Общий рынок приборов для отопления, вентиляции, кондиционирования в мире составляет $350 млрд в год, говорит Руслан Журавлев, технический директор Aerostate (компании-резидента «Сколково»), и устройства очистки воздуха занимают лишь небольшой сегмент, но он будет быстро расти. И такие аппараты особенно востребованы в периоды событий, влияющих на качество воздуха, например во время пожаров, сказал Журавлев.

Основных технологий очистки воздуха четыре: фотокаталитическая, химическая, механическая (с применением фильтров) и электростатическая (с электризацией воздуха). 

Сначала Трубицын с партнерами решили использовать технологию фотокаталитической очистки: вирусы, бактерии, ядовитые газы, дым, пыль, сажа или копоть оседают на поверхности фотокатализатора (например, диоксида титана), а потом под воздействием ультрафиолетового излучения разлагаются на воду и углекислый газ. Устройство нехитрое, объясняет Трубицын: нужен корпус, простая электроника, фильтры и ультрафиолетовые лампы. 

Ребята собрали 30 очистителей и продали по 5000 руб. за 1 шт., обзвонив знакомых. Но они поняли, что стартовать с продуктами для массового потребителя гораздо сложнее, чем с разработкой профессиональных очистителей для корпоративных заказчиков. К тому же на рынке бытовых очистителей уже было множество зарубежных производителей, таких как Daikin, Panasonic или Philips. Из российских крупнейшим был «Аэролайф».

Трубицыну, Сабельфельду и Волкову нужны были инвестиции на запуск мелкосерийного производства. Первого инвестора нашли через знакомых в Новосибирском академгородке. Геннадий Панкеев, совладелец сети АЗС «Прайм», сначала дал 4,4 млн руб. в обмен на 50% компании. «По факту в последующие годы он дал примерно в 10 раз больше, так как мы пролетели с бизнес-планом», – говорит Трубицын.

Очистить курилки

Партнеры решили начать с очистки воздуха в курилках от дыма – самого очевидного применения. За год ребята сделали прототип первого профессионального очистителя – узкий пластиковый ящик 160 см в высоту. Его назвали «Тион» (от диоксида титана TiO2, использующегося в фотокатализе). Оригинальность его была в том, что партнеры поместили в него несколько модулей с разными технологиями очистки: и фотокаталитической, и электростатической, и механической. Потому что у каждой есть свои недостатки. Первая не полностью разлагает вредные примеси, а последняя, например, не полностью нейтрализует вирусы и бактерии (во время замены фильтров они сами могут стать источником инфекции). Партнеры арендовали рядом с Академгородком маленький офис и установили в нем бокс, который имитировал курилку. 

$350 млрд

в год составляет рынок приборов для отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха в мире

Затем ребята стали обзванивать предприятия, предлагая бесплатно протестировать аппараты в курительных комнатах. В то время в курилках стояли иностранные, например японские, аналоги. Они были компактнее, стоили в несколько раз дешевле, но чистили воздух хуже. «Мы предлагали: попробуйте, носом почувствуете разницу», – говорит Трубицын. Три четверти тестов заканчивались покупками, уверяет Трубицын. За несколько лет компания продала около 250 аппаратов. Одно устройство в среднем стоило 125 000 руб. Очиститель «Тион» стоял даже в новосибирском представительстве British American Tobacco, говорит Трубицын. 

«Удаление сигаретного дыма заметно невооруженным глазом и чувствуется сразу, поэтому нас запомнили», – сказал предприниматель. В 2009 г. «Аэросервис» имел выручку в 20 млн руб. Однако бизнес на очистке воздуха в курилках закончился в 2013 г. после запрета на курение в общественных местах. 

Больницы и операционные

Партнеры заметили и другой перспективный рынок – обеззараживателей для больниц. Но этот сектор сильно зарегулирован. Пришлось менять конструкции обеззараживателей с учетом ГОСТов и других стандартов. А также создать отдельную службу лицензирования и сертификации в компании. Около года занял процесс государственной регистрации тионовских обеззараживателей в реестре медтехники – с 2015 г. это стало обязательным условием для поставок в больницы. 

Пришлось также потратить время на получение сертификатов об успешных клинических испытаниях в 2009–2010 гг. Партнеры обратились к признанному эксперту в вирусологии – государственному научному центру вирусологии и биотехнологий «Вектор», а также в НИИ туберкулеза Минздрава и в больницу № 34 Новосибирска. 

Требования к обеззараживанию в медицинских лабораториях еще строже, нежели в больницах. Микроорганизмы бывают четырех групп опасности: от первой (куда относится, например, чума) до четвертой (бактерии, приводящие к сепсису, нагноениям, менингиту и проч.). Нынешний коронавирус SARS-CoV-2 вместе с сибирской язвой и холерой относится ко второй группе патогенности. «Тиону» удалось получить экспертное заключение Противочумного центра Роспотребнадзора в 2015 г. и в «Векторе» в 2012 г., что техника рекомендована к использованию в медучреждениях, работающих с микроорганизмами первой и второй групп патогенности.

Первым клиентом стала сеть новосибирских клиник «Санитас» в 2010 г. Михаил Андрушкевич, основатель «Санитаса», говорит, что устройства «Тиона» установлены в операционной, кабинетах врачей, регистратуре и холлах. Он рассказал, что впервые узнал о «Тионе» более 10 лет назад, когда сети предложили попробовать систему очистки от табачного дыма в комнате для курения в стационаре: «Оборудование было шумным, но очищало от дыма очень эффективно – после теста мы купили систему. А когда «Тион» начал производить медицинское оборудование, стали устанавливать его».

Участвовать в тендерах мелким компаниям дорого и хлопотно, и «Тион» в основном работал как субподрядчик строительных компаний, которые выигрывали тендеры на строительство больниц, а затем искали уже поставщиков климатической техники, рассказывает Трубицын.

В 2017 г. Трубицына постигла неприятность – летом Следственный комитет Новосибирской области возбудил против него дело по п. «а» ч. 2 ст. 238.1 УК (производство и сбыт незарегистрированных медицинских изделий, совершенные в крупном размере группой лиц по предварительному сговору). Все началось с комплексной проверки закупочных процедур в больницах, которую проводили УБЭП и ФСБ. Больницы как госбюджетные учреждения обязаны проводить тендеры для закупки техники. Правоохранительные органы проверяли поставщиков и так вышли на «Тион».

Трубицын объясняет, что законы не регламентируют, следует ли считать вентиляционные системы медицинской техникой и получать на них полный комплект разрешительных документов, как на медоборудование. Он говорит, что компания к моменту проверки успела зарегистрировать свои обеззараживатели в реестре медтехники, но не получила всего комплекта документов. Под домашним арестом предприниматель провел полгода, а в 2018 г. дело было прекращено за отсутствием состава преступления, согласно официальному сообщению компании. 

Во время пандемии спрос на обеззараживатели вырос многократно, тем более что в этой экстренной ситуации требование конкурсных закупок для больниц было отменено. В апреле 2020 г. заказов от клиник было в 7 раз больше, чем в апреле 2019 г. Оборудование покупали больницы и лаборатории, которые перепрофилировались для приема пациентов с коронавирусной инфекцией, быстровозводимые госпитали Минобороны.

Бытовая мечта

Но компания не оставляла свою первую мечту – делать бытовые очистители. И еще в 2012 г. изобрела бризер – прибор приточной вентиляции, забирающий воздух с улицы. Он размером чуть больше коробки с обувью, устанавливается под окном. Стоил бризер 20 000 руб. в рознице. Фактически это очиститель, который еще и помещение проветривает. Это перспективный рынок, который растет на 10% в год. В советское время считалось, что приток воздуха в помещения должен осуществляться через естественные щели в окнах. Но потом все начали заменять деревянные окна с естественными щелями на герметичные пластиковые – возник спрос на бризеры, поясняет Трубицын. Покупают их аллергики, жители умных домов и поклонники новых технологий, говорит предприниматель. По оценкам Сергея Кофейникова, директора компании «Микроклиматика», в России в год жители умных домов покупают около 150 000 бытовых очистителей.

Процесс выпуска бризеров, как ни странно, ускорил производитель пластиковых окон БФК. Он, узнав о планах компании заняться борьбой с духотой, сам обратился в «Тион» с предложением совместно выпускать устройства, которые потом можно будет продавать в комплекте с пластиковыми окнами. БФК вложил около 30 млн руб. Через несколько лет «Тион» выкупил долю партнера в проект вдвое дороже.

Собирают бризеры в Китае – в России Трубицын не нашел подходящего производителя. С 2015 г. размещением заказов на местных заводах и контролем качества занимается китайский офис «Тиона».

Выручка компании «Тион умный климат» (занимается бризерами) в 2015 г. составляла, по данным СПАРК, 159 млн руб., а в 2019 г. – уже 483 млн руб. В прошлом году продажи бризеров сравнялись с продажей медицинского оборудования, говорит Трубицын. У компании 1500 партнеров, которые продают бризеры. А с начала этого года, сказал Трубицын, устройства стали продаваться в сети «Леруа мерлен». Представители сети на запрос «Ведомостей» не ответили.

Однако и разработки, и производство в Китае, и создание сбытовой сети для бризеров потребовали денег. И в 2014 г. Трубицын нашел инвестора – инвестиционную компанию «КСП капитал», которая приобрела 50% группы компаний «Тион» за несколько миллионов долларов. Половина денег пошла на новый перспективный проект по сбору климатических данных – умные метеостанции для мониторинга загрязнения воздуха. За два года с 2018 по 2020 г. в НИОКР было вложено около 200 млн руб. 

Умные метеостанции

В 2018 г. предприниматели создали отдельный стартап CityAir. Он выпускал системы сбора данных о составе атмосферного воздуха с портативных метеостанций. 

Соинвестором проекта стал производитель сенсорных датчиков – компания «Унискан», ее возглавляли старые знакомые Трубицына по академгородку, они делают портативные станции («железо»). А разработку софта взяли на себя сотрудники «Тиона». «КСП капитал» также вложил в CityAir $1 млн, получив 50% компании. Другая половина принадлежит Трубицыну. 

За год «Унискан» разработал прототип станции со всеми датчиками, потом несколько месяцев ушло на экспериментальные испытания и регистрацию станции как измерительного прибора в Росстандарте. CityAir также получила лицензию Росгидромета на метеорологические измерения.

Главными потенциальными потребителями экологических данных являются муниципалитеты и правительство в лице Минприроды или Минцифры. Кроме того, CityAir предлагает свои умные метеостанции строителям «зеленых» домов и системным интеграторам умных городов. Сегодня по стране установлено около 150 аналитических станций CityAir. В числе основных партнеров – министерства экологии Московской и Челябинской областей. 

Самый крупный госзаказ – с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области на 16,5 млн руб., CityAir мониторит качество воздуха в 34 точках на Сахалине.

А в 2019 г. CityAir стала подрядчиком в проекте «Мегафон-экология». Стартап провел пилотные испытания в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Туле, Калининграде и поставляет станции «Мегафону». Как рассказал Павел Захаров, директор по маркетингу корпоративного бизнеса «Мегафона», у компании есть своя цифровая платформа для мониторинга экологической обстановки в реальном времени, и он подтвердил, что City Air стала ее партнером в конце 2019 г. 

О перспективах рынка, на котором подвизается CityAir, можно судить хотя бы по финансированию нацпроекта «Экология». На проект «Чистый воздух» в составе «Экологии» планируется в 2019–2024 гг. выделить 480,5 млрд руб.