Как штрафуют работодателей в пандемию
Пандемия породила волну внеплановых проверок работодателей. Кто, за какие нарушения их штрафует и реально ли оспорить штрафы в суде?В первой половине октября в отделение «Почты России» пришли с проверкой сотрудники Роспотребнадзора и Объединения административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ), проверили все помещение на соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и сделали замечание, что антисептики стоят у каждого окна для обслуживания, а не при входе в отделение. По словам представителя «Почты России», антисептики стояли на окнах специально для удобства посетителей. В другом отделении «Почты России», рассказывает представитель организации, инспектора обнаружили, что в журнале зафиксированы не все случаи уборки помещения. Теперь за нарушения «Почте России» грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб. Точная сумма штрафа может быть определена в суде, но «Почта России» собирается оспаривать результаты проверок, говорит представитель компании.
Подобных проверок в пандемию стало много. По данным Главного контрольного управления (Главконтроль) Москвы, по их результатам с 1 сентября по 23 ноября было выписано более 151 500 административных штрафов в отношении физических лиц и более 17 000 – в отношении организаций и предприятий. За нарушение санитарных требований временно приостановлена работа более 164 предприятий.
С начала осени по 8 декабря были зафиксированы 18 500 нарушений организациями и предприятиями требований, установленных во время режима повышенной готовности, сообщила «Ведомостям» заместитель начальника Главконтроля Ирина Зайко. Основную массу нарушений, по ее словам, составили случаи несоблюдения перчаточно-масочного режима работниками и посетителями организаций.
С 19 октября начались также проверки на соблюдение указа мэра Москвы о переводе на удаленную работу 30% сотрудников, говорит Зайко. По ее словам, в основном это касается крупных компаний с большим числом офисных работников.
Как выяснили «Ведомости», недочеты могут найтись практически всегда – из-за обилия проверяющих органов и обширного списка требований, которые нужно соблюдать в пандемию.
Роспотребнадзор и другие
В компанию Fancy Armor, выпускающую чехлы для чемоданов, проверяющие приходили уже два раза с начала пандемии, рассказывает директор Fancy Armor Елена Ларина. Первый раз, вспоминает она, сотрудники Роспотребнадзора пришли в мае. Они проверили, есть ли разметка на полу для социального дистанцирования, носят ли сотрудники маски и перчатки, измеряет ли компания им температуру, как часто дезинфицируется помещение. Выяснилось, что компания не успела провести тестирование сотрудников на коронавирус. Инспектора выдали предписание об устранении нарушений и через три недели вновь вернулись с проверкой. К этому моменту Fancy Armor, рассказывает Ларина, уже подала заявку в медицинскую организацию на выезд медиков для тестирования на COVID, предъявила заявку инспекторам и таким образом избежала штрафа.
В основном штрафы выписывают за отсутствие антисептиков, журнала измерения температуры и термометров, несвоевременную дезинфекцию помещений или если сотрудникам не измеряют температуру на входе в помещение, говорит Виталий Богомолов, адвокат Московской коллегии адвокатов «Клишин и партнеры». Штрафы выписывают также за несоблюдение социальной дистанции между работниками и отсутствие средств индивидуальной защиты, уточняет Юлия Замятина, партнер юридической компании «Алимирзоев и Трофимов».
Основанием для проверки может послужить информация о нарушениях, полученная из самых разных источников: обращений граждан и организаций, госорганов или СМИ, объясняет Зайко. По ее словам, проверка может включать осмотр, опрос, проверку документов и экспертизу.
По словам Зайко, соблюдение санитарных норм и правил проверяет Роспотребнадзор. Он основывается на ст. 6.3 КоАПа о нарушениях в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Она предусматривает штраф для должностного лица и ИП от 50 000 до 150 000 руб., а для организации – от 200 000 до 500 000 руб., напоминает Богомолов. По его словам, Роспотребнадзор в большинстве случаев проводит внеплановую проверку по требованию прокуратуры.
Роспотребнадзор регулярно проверяет розничную сеть «Магнит», говорит представитель сети. По его словам, инспектора изучают документы и ходят по магазинам, где проверяют запас масок, перчаток и антисептиков. Если инспектора выявляют то или иное нарушение, компания сразу его устраняет.
Роспотребнадзор в ответ на запрос «Ведомостей» сообщил лишь, что масочный режим введен в 85 регионах России и за его несоблюдение с 1 сентября в 66 регионах было вынесено 145 968 штрафов.
В Москве – согласно указу мэра от 4 апреля этого года – право проверять организации и предприятия имеют также другие государственные органы – департамент торговли и услуг, ОАТИ, говорит Зайко. Из указа следует, что ОАТИ проверяет, соблюдаются ли социальное дистанцирование работников и посетителей организаций, а также правила посещения гражданами организаций. Департамент торговли и услуг, префектуры и управы районов контролируют соблюдение требований к работе розничных компаний. Автоинспекция проверяет предприятия транспорта, а госинспекция по контролю за использованием объектов недвижимости – здания и сооружения.
Ведра, стиральные машины и удаленка
Проверяющие составляют протоколы по ст. 20.6.1 КоАПа (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения), рассказывает Замятина. По ее наблюдениям, во время пандемии и режима повышенной готовности компании чаще всего штрафуют по ч. 1 ст. 20.6.1. По этой статье предусмотрен штраф от 100 000 до 300 000 руб., а за повторное нарушение – от 500 000 руб. до 1 млн руб. или приостановка предприятия на срок до 90 дней.
По словам Замятиной, судебная практика последних месяцев показывает, что чаще всего на компании накладывают штрафы в размере 100 000 руб.
Чаще всего штрафуют предприятия торговли, затем – индустрии красоты и фитнес-индустрии, делится наблюдениями Татьяна Минеева, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве.
Нина Литвинова, соосновательница сети салонов красоты «Пальчики» и общественный уполномоченный индустрии красоты, рассказывает, что ее сеть проверяли в этом году 60 раз. Один из салонов оштрафовали за то, что ведра, предназначенные для мытья полов в трех разных зонах (гостевой, зоне стойки администратора и зоне персонала), не были промаркированы. На них не было написано, что они предназначены именно для этой зоны. Инспектора также выписали штраф за то, что стиральная машина стояла в подсобке, а не в отдельном помещении, говорит Литвинова.
Во второй половине октября сотрудники ОАТИ пришли с проверкой в Nestle. Производственный гигант не выполнил требование о переводе 30% сотрудников на дистанционный режим, и компании пригрозили штрафом в 300 000 руб. Представитель Nestle в октябре заявил «Ведомостям», что компания столкнулась с техническими сложностями при загрузке списков сотрудников на портал mos.ru и решение проблемы заняло время. Потом списки были загружены на портал, и теперь компания регулярно обновляет данные. Nestle избежала штрафных санкций, уточняет представитель компании.
С 12 октября каждый понедельник компании обязаны подавать через сайт mos.ru сведения о переведенных на удаленную работу сотрудниках, поясняет Зайко. Если организация не предоставила сведения, она привлекается к административной ответственности. Но сотрудники Главконтроля могут также перепроверять предоставленные сведения, сверяя их с фактическим числом работников, приезжающих на свои рабочие места. Если на рабочих местах оказывается более 70% персонала, компании выписывают штраф по ст. 20.6.1 КоАПа.
Крупным легче
У крупных компаний больше возможностей контролировать соблюдение всех санитарно-эпидемиологических правил, нежели у малого бизнеса.
ОАТИ недавно проверяло офисы и производства компании «Фосагро». В офисе инспектора проверили правила разметки и ведение журналов термометрии, а также выяснили, что маски и перчатки выдаются сотрудникам прямо на входе и за их ношением следят установленные в офисе камеры. Также на входе с помощью тепловизора измеряют температуру сотрудникам. На производственных объектах проверяющие посмотрели приказы об организации работы в пандемию и план мероприятий по предупреждению распространения коронавируса. В самих цехах проверили, как разделяются рабочие потоки, как дезинфицируются помещения и как организован контроль и осмотр работников на наличие признаков ОРВИ при входе в организацию. Инспекторов интересовало также, как сотрудников доставляют на смену автобусами, как соблюдается социальная дистанция и проветривается ли помещение, как персонал носит маски и перчатки. Каких-либо нарушений выявлено не было, говорит представитель «Фосагро». По его словам, цифровые технологии помогают «Фосагро» создать барьеры на пути распространения вируса. На входе в головной офис компании помимо поточных тепловизоров установлены рекогнайзеры – оборудованные камерами автоматизированные системы, которые следят за соблюдением масочного режима, говорит он.
Судебные перспективы
Компании, не согласные с результатами проверки, имеют право обжаловать их в судах общей юрисдикции Москвы (Московский арбитражный суд делами об оспаривании таких штрафов не занимается). Но истцы нечасто добиваются успеха.
Замятина указывает на несколько типичных дел, материалы которых опубликованы на сайте Московского городского суда. 24 сентября Мосгорсуд вынес решение по поводу нарушения ч. 1 ст. 20.6.1 компанией «Диодан», которая готовит и доставляет еду. В апреле 2020 г. в «Диодан» пришли с проверкой представители управы Обручевского района города Москвы. Они выяснили, что в торговых помещениях отсутствует разметка, не установлен режим допуска и пребывания на кухне, а заказы курьерам служб доставки выдаются без соблюдения работниками дистанции в полтора метра. В качестве доказательств суду были предъявлены фотографии кухни и находившихся там курьеров и работников. Компания обратилась в суд, и суд присудил штраф в 100 000 руб. – сначала Гагаринский районный суд, а потом и Мосгорсуд.
Замоскворецкий районный суд 23 октября вынес постановление о наказании ресторана «Моремания», который принадлежит компании «Прометей». Ресторан оштрафовали за то, что у работников не было перчаток. Однако суд учел, что ранее аналогичных нарушений в ресторане не происходило, компания «Прометей» закупала средства индивидуальной защиты, но не контролировала, пользуются ли ими сотрудники постоянно. В результате суд признал компанию «Прометей» виновной по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАПа, но назначил чуть более низкий штраф в 50 000 руб. В материалах суда специально оговорено, что суд с учетом исключительных обстоятельств посчитал возможным назначить штраф в меньшем размере, чем это предусмотрено.
Доказать в суде, что штраф был наложен неправомерно, почти невозможно, так как инспектора предъявляют суду фото и видеосъемку нарушений или же аудиозапись, подтверждающую нарушения, говорит Алексей Петропольский, гендиректор юридической компании Urvista. Чтобы выиграть суд, продолжает он, нужно нанять адвоката и привлечь свидетелей. Большинство компаний предпочитают заплатить штраф в 100 000 руб.