В Госдуму внесен законопроект об обязательном размещении соцрекламы в интернете

На первом этапе новые нормы затронут «Яндекс», Mail.ru, Rambler, Google и Facebook.
Евгений Разумный / Ведомости

Депутаты во главе с руководителем комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александром Хинштейном внесли в нижнюю палату парламента законопроект, предусматривающий введение обязательной квоты в 5% на размещение социальной рекламы в интернете. Об этом сообщается в Telegram-канале комитета.

Из пояснительной записки к документу следует, что в соответствии с законом «О рекламе», 5% площади или времени на рекламу в медиа должно быть отведено социальной рекламе. Однако на деле механизм реализации этого требования отсутствует.

«Согласно ч. 3 ст. 1 ФЗ «О рекламе», социальная реклама должна составлять до 5% площадей или времени, отведенного для распространения рекламы. Формально такая обязанность уже существует и для интернет-компаний. На практике норма о квоте на соцрекламу действует для ТВ. Этим законопроектом мы предложили распространить требование на все площадки, в том числе и в интернете», — заявил Хинштейн.

Для регулирования размещения соцрекламы в интернете законопроектом предусматривается создание системы мониторинга интернет-площадок и наделение некой некоммерческой организации статусом оператора социальной рекламы. Она будет получать прогнозные значения объемов рекламы от площадок и в рамках 5%-ой доли размещать социальный контент, а также вести учет форм, способов и средств распространения подобного контента. Право назначить такого оператора может быть передано Минцифры, которое, согласно законопроекту, должно будет выбрать оператора к 1 июля 2021 г.

Законопроект будет распространяться на владельцев информационных ресурсов, которые размещают рекламу и обслуживают российскую аудиторию. При этом число их ежедневных пользователей должно быть более 100 тыс. Хинштейн уточнил, что на первом этапе новые нормы затронут «Яндекс», Mail.ru, Rambler, Google и Facebook.

Хинштейн отметил, что в случае отказа от размещения соцрекламы, документ пока не предусматривает санкций за неисполнение, штрафы не предусмотрены. «О репрессивных мерах говорить не нужно, есть масса способов принудить рекламщиков принудить выполнять эти меры», — сказал Хинштейн «Ведомостям». Депутат уточнил, что требования не распространяются на другие интернет-площадки «вроде интернет-магазинов», которые «не продают рекламное время».

Интернет-площадки предполагается отбирать исходя из данных счетчиков, рекомендованных Роскомнадзором, рассказал гендиректор ИРИ Антон Ключкин. Если этим летом ИРИ будет выбрана оператором социальной рекламы в Рунете, то пилотный проект по размещению такой рекламы в сети может быть запущен ориентировочно в сентябре этого года, говорит источник «Ведомостей», близкий к ИРИ.

Комментируя законопроект, представитель «Яндекса» сообщил, что надеется, что в ходе дальнейшего обсуждения с индустрией документ будет доработан с учетом специфики и сложности рынка интернет-рекламы. В Mail.ru Group и Google отказались от комментариев.

Сегодня отсутствуют четкие критерии, позволяющие однозначно разграничить коммерческую рекламу с социальной составляющей, собственно социальную рекламу, а также информацию, представляющую общественную значимость, признает эксперт в области наружной рекламы Елена Михайлова.