Путешествия "Вокруг света"


Сотрудникам "Вокруг света" - старейшего журнала в России - в апреле можно будет отметить сразу три события: 140 лет журналу, окончание внешнего управления и прощание с названием "Вокруг света". Владельцем этого звучного имени может стать один из топ-менеджеров рекламного холдинга "Видео Интернешнл".

Все последние годы тираж старейшего журнала России и одного из самых популярных изданий в СССР неуклонно падал: с 3,5 млн в советское время до 15 000 в прошлом году. В рознице журнал практически перестал распространяться: 80% копий, отпечатанных на дешевой бумаге в типографии "Молодая гвардия", расходились среди подписчиков - в основном людей в возрасте, проживающих в регионах.

В 1999 г. один из кредиторов журнала, издательство "Просвещение", потребовал оплатить долг в 1,5 млн руб. И издатели стали спешно все распродавать, в том числе свое название. Оно досталось фирме "ВМ-Реклама" за 40 000 руб. Издателям старых "Вокруг света" пришлось изменить название на "Путешествие вокруг света". Несмотря на новое наименование, тираж в 2000 г. даже увеличился на 15%. "Что парадоксально, еще не выпустив ни одного номера, мы собрали 11 000 подписчиков", - говорит Николай Рогинский, заместитель гендиректора ЗАО "Вокруг света".

Поскольку с печатниками издатели так и не рассчитались, в апреле прошлого года в ЗАО "Вокруг света" по иску "Просвещения" было введено внешнее управление. Внешний управляющий Александр Баранников нашел нового инвестора в лице гендиректора "Видео Интернешнл видео сервиса" Сергея Васильева и ООО "Орбита медиа сервис", производителя передачи "Планета Земля" на канале РТР. Васильева тоже интересовал брэнд "Вокруг света", и в августе его удалось отсудить у "ВМ-Рекламы", доказав, что в прошлый раз известное всей стране название недооценили и что на самом деле брэнд стоит более $200 000. Право пользоваться отсуженным брэндом передали ООО "Орбита медиа сервис". По словам юриста издательства "Просвещение" Владимира Петровичева, эта же компания выкупила кредиторскую задолженность журнала. Окончательная переуступка прав на знаменитый брэнд может произойти не раньше чем в апреле 2001 г., после окончания внешнего управления.

"Это мой личный проект, - сказал "Ведомостям" Сергей Васильев. - Мне очень нравится вся эта тематика, и вообще я очень люблю научно-популярные издания". Первый номер обновленного ежемесячника вышел в январе. В его выходных данных написано, что тираж составляет 25 000 экземпляров. Васильев рассчитывает, что к концу года тираж удвоится. Сбором рекламы для журнала занимается компания, входящая в холдинг "Видео Интернешнл".

Однако новая версия журнала может столкнуться с проблемой одноименных и похожих по названию журналов, которые потребители будут путать. Во-первых, это "Путешествие вокруг света", выпускаемое прежним издателем. Во-вторых, абсолютный тезка на Украине.

Бывший украинский распространитель журнала зарегистрировал товарный знак и СМИ "Вокруг света" на Украине и вот уже год (с тех пор как у московского "Вокруг света" начались серьезные проблемы) выпускает журнал на русском языке в бумажной и электронной версии. Для последней украинские издатели успели застолбить адрес в Интернете - www.vokrugsveta.com. "Журнал "Вокруг света" в чистом виде только у нас, в Киеве. Мы его спасли. Вот сейчас будем отмечать его 140-летие", - говорит Анатолий Дмитрук, комдиректор фирмы "Украинская редакция "Вокруг света".