Когда будет снижен 75% -ный норматив обязательной продажи валютной выручки?


Снижение норматива до 50% при соответствующей поддержке может быть осуществлено в течение месяца, может быть, даже двух недель. Предыдущее изменение этой нормы потребовало около полутора месяцев. Хорошим дополнением к изменению норматива может стать удлинение сроков репатриации валютной выручки с ныне существующих 90 дней до действовавших ранее 180 дней. Но в то же время потребуется увеличение норматива открытой валютной позиции с тем, чтобы банки могли откупать у предприятий остающуюся валютную выручку. Конечно, можно и вовсе снизить этот норматив до нулевой отметки, как предлагает Греф, но это может нанести серьезный ущерб усилиям ЦБ по наращиванию золотовалютных резервов страны.

Андрей Серебренников

Речь идет в основном о столкновении интересов крупного бизнеса и Центробанка. ЦБ выгодно иметь высокий норматив обязательной продажи. Однако нынешние условия отличаются от тех, в которых была введена эта норма. Проблема в том, что сейчас есть не так много инструментов стерилизации эмитируемых рублей. Особенно если учитывать, что бюджетный профицит в этом году будет не таким большим. Так что, по-моему, изменение норматива будет сейчас крайне целесообразным решением. Я бы понизил его до 50%, причем сделал бы это быстро. А потом два-три месяца потратил на то, чтобы посмотреть, что и как после такого шага изменилось. Сопротивление ЦБ - это, конечно, серьезный фактор. Но аргументы специалистов тоже играют роль. И я думаю, что норматив будет понижен в ближайшее время.

Евгений Ясин

В 2000 г. по сравнению с докризисным периодом объем обязательной продажи валюты существенно вырос. Так, по нашим расчетам, в 1994 г. он составил 26% от объема валютной выручки, перечисленной на транзитные счета предприятий за экспорт товаров, в 1995 - 31%, в 1996 - 34%, в 1997 - 31%, в 1998 - 38%, в 1999 - 56%. За первые девять месяцев 2000 г. объем обязательной продажи валютной выручки был практически равен объему импорта в целом и на $9,6 млрд превышал импорт из стран дальнего зарубежья. Тем самым обязательная продажа гарантировала в основном удовлетворение спроса со стороны импортеров. Еще остались потребности правительства для погашения внешних долгов, спрос со стороны населения и др. В 2001 г. снижение ставки до 50% фактически приведет к уменьшению объема обязательной продажи до 30 - 33%, или примерно до $30 - 35 млрд, при прогнозируемых объемах импорта из стран дальнего зарубежья порядка $35 млрд, обязательствах по оплате внешних долгов в $15 - 18 млрд в ближайшие годы и спросе на валюту со стороны населения до $10 млрд. Тем самым возможны ускорение девальвации рубля, рост курсовой инфляции и нарушение равновесия между спросом и предложением валюты на рынке.

Елена Матросова

Елена Матросова