ОПЫТЫ: Подземелья для богачей


КАЛИФОРНИЯ - Человечество возвращается в пещеры - по крайней мере, в лице некоторых своих богатых представителей. В калифорнийских округах Напа и Сонома, считающихся садоводческим и винодельческим раем, многие землевладельцы сооружают пещеры, претендующие на роль храмов вина.

Новые калифорнийские пещеры можно назвать чудом инженерии и архитектуры. Здесь посетителя встречают залы библиотек, оснащенные современными стереосистемами, богато обставленные кухни, полы с подогревом, произведения итальянских скульпторов. Обитатели этих пещер соревнуются между собой в экстравагантной расточительности.

Американские виноделы, как и их европейские коллеги, высоко ценят пещеры: сырая прохлада - наилучшие условия для выдерживания вина. Кроме того, романтические своды особенно привлекательны для покупателей, готовых выложить $100 за бутылку изысканного вина. А еще подземные сооружения не видны соседям, а это снимает проблему всевозможных согласований. Чтобы вырыть пещеру, не требуется разрешения на строительство.

Для обладателей калифорнийских подземелий имиджевый аспект не менее важен, чем инженерный. "Имея собственную пещеру, чувствуешь себя человеком", - считает Дэн Линч, 60-летний инвестор из Силиконовой долины и владелец компании Lynch Winery.

У самого Линча подземелья пока нет, но неподалеку от его летней резиденции в городке Санта-Хелена рабочие выкапывают пещеру в склоне холма, принадлежащего Чаку Макминну, председателю совета директоров телекоммуникационной корпорации Covad Communications. В толще этого холма на площади 1300 кв. м расположится винный погреб Vineyard 29 с обширной залой для дегустации.

Макминн, приятель и давний партнер Линча, отказывается назвать сумму, которую он выделяет на этот проект. "Для меня главное - создать приятную среду, соблюсти стиль, - говорит предприниматель. - Бочки будут не только стоять у входа, нужно, чтобы они бесконечными рядами уходили вдаль".

По словам Линча, его приятель финансирует строительство из средств, принесенных за несколько лет вложениями в различные ИТ-проекты. При этом Макминн в отличие от Линча успел еще в 1999 г., до того как лопнул пузырь интернет-коммерции, продать свои акции Covad, выручив более $100 млн. Один из самых грандиозных проектов в Напе, связанных с искусственными пещерами, осуществляет уроженка Техаса Амалия Палмас. Пока ее будущий погреб в Напа-Вэлли представляет собой грязный свод высотой более 15 м и диаметром 22 м. Но предпринимательница ясно представляет себе, как здесь расположится цех бутилирования, дегустационный зал и 11-этажное хранилище с подъемником. "Помещение площадью почти 5000 кв. м, полностью находящееся под землей, - это геологическое достижение", - утверждает хозяйка.

В соседнем городке Силверадо-Трейл 63-летний винодел и ресторатор Джанни Паолетти заканчивает отделку своего терракотового грота. Помещение площадью 670 кв. м украшено скульптурами, изображающими Леонардо да Винчи, Рональда Рейгана и закадычного друга Паолетти Джерри Вейнера, главу техасской страховой компании. Планируется также светящаяся витражная стенка длиной около 40 м с изображениями жанровых сцен из итальянского средневековья.

В Санта-Хелене превзойти остальных пещеростроителей намерен Дэррил Саттуи, владелец компании V. Sattui Winery. Саттуи вложил $6 млн в сооружение настоящего замка общей площадью 8300 кв. м, частью которого и станет искусственная пещера. Это царство вина вместит трехэтажный погреб и даже средневековую пыточную камеру. Высота пещеры в толще горы составляет почти 8 м, для отделки лоджий, парапетов и мостиков Саттуи закупил в Европе 350 000 кирпичей ручной работы. Строительство закончится не раньше чем через шесть лет. "Кто-то, возможно, сочтет меня идиотом, - говорит Саттуи, - но пока у меня хватает денег, мне на это наплевать".

Рецессия вызвала спад на рынке недвижимости, однако спрос на искусственные пещеры в регионе остается значительным. Это обеспечивает работу инженерам, землекопам и геологам, для которых в иных условиях выбор был бы ограничен проектами, связанными со строительством тоннелей и бытовых коммуникаций. Взыскательные заказчики могут месяцами стоять в очереди, чтобы заключить контракт с Элфом Бертлсоном, Гленом Рэгсдейлом или Доном Магоряном - известнейшими строителями, специализирующимися на пещерах. Остальные довольствуются услугами компаний попроще - только в последнее время появилось шесть таких фирм.

"Там, где есть очередь, речь идет о прибыльном бизнесе", - утверждает Теодор Ричардсон, представитель калифорнийской компании Anderthal Cave, до недавнего времени специализировавшейся на канализационных работах, но теперь вышедшей на рынок искусственных пещер.

Строителям приходится учитывать немало тонкостей. Промозглая сырость, способствующая вызреванию вин, далеко не столь полезна для здоровья человека, особенно если он заходит в погреб в безрукавке и открытых сандалиях. Поэтому в калифорнийских пещерах полы обязательно подогреваются. Кроме того, низкие своды могут вызвать приступ клаустрофобии. Джон Лейл, архитектор, выполняющий заказы для Макминна, Палмас и Саттуи, советует располагать помещения, предназначенные для развлечения посетителей, поближе к входу. Не следует забывать и о качественном освещении. "Когда-то мы жили в пещерах, но теперь утратили свои доисторические навыки, - говорит винодел Шари Стаглин. - Нам нужно больше света". (WSJ, 26. 12. 2001)