ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Взятка как уклад


Федоров - это сила. Бессменный начальник ГАИ - ГИБДД Владимир Федоров откровенно и доверительно рассказал журналистам, что вверенная ему служба не научилась исполнять нормы нового Административного кодекса, вступившего в силу 1 июля. Никакого "наката" прессы по этому поводу не было. Никто и не заметил. Владимир Федоров заметил. И по собственному почину рассказал, что инспектора ГАИ на конкурсах демонстрируют "нулевые результаты", кодекса даже не читали и действуют в соответствии с ним в статистически ничтожном числе случаев.

Меняются режимы, конституции, президенты, мелькает калейдоскоп премьеров, и лишь начальник дорожной службы Владимир Федоров один есть выражение преемственности и непрерывности русской жизни. Равно как и его подчиненный в фуражке и с полосатой палочкой. Более того, выдерживая определенный ритм, Владимир Федоров выступает с откровенным обсуждением ситуации на дорогах и предложениями по решительному изменению климата в отношениях инспектора и водителя. Он никогда не делает вид, что не знает, "как это делается" на дорогах. Напротив, всегда допускает оттенок взаимопонимания без лишних уточнений: мол, все мы автолюбители, все жители одной страны, все прекрасно про все знаем...

Сказать, что ведомство Федорова коррумпировано, - и несправедливо, и некорректно. Это скорее система кормления. Инспектор в ряде случаев взимает легальный штраф, идущий в доход государства, а иной раз берет льготную мзду непосредственно на свое проживание.

Чтобы понять само существо русского государственного и хозяйственного укладов, полезно присмотреться именно к тому, что делается на дорогах. Инспектор никогда почти не требует взятку. Напротив, в ней заинтересован водитель. Уплата легального штрафа и обойдется дороже, и - еще важнее - обернется большими хлопотами. А потому самый рьяный легитимист и ригорист со временем переходит на эту систему отношений. Инспектор, опытным взглядом оценив водителя, предложит дисконт в соответствии с его имущественным статусом. Пойдет навстречу, если убедительно объяснить, что мало денег с собой.

Самой замечательной и важной является эта атмосфера некоего взаимопонимания, возникающая между инспектором и дающим взятку водителем (весьма схожая с атмосферой пресс-конференций г-на Федорова). Дороги плохие, знаки не те и не там, зарплаты маленькие, квитанции на штраф, естественно, закончились. Этот момент консолидации инспектора и водителя, консолидации против собственного государства, ответственного за нелепую жизнь и дурацкие законы, и является самым существом, самым сокровенным смыслом русской взятки. Взятки не как противоправного акта, а как уклада жизни.

И уклад этот вечен. Потому что принимать дурацкие законы и создавать организационные условия их абсолютной неисполнимости российская бюрократия научилась в совершенстве. Пора отбросить наивную и устарелую формулу Карамзина о дураках и дорогах. И когда вам говорят, что законы пишут дураки, - не верьте! Ищите вора.

Вот и с новым кодексом такая незадача. Ровно 2 июля выяснилось, что он абсолютно неисполним (как будто приняли его 30 июня). Прогрессивный кодекс, но только никак не пригоден к употреблению. От этого всем только хуже будет. Именно - всем! Поговорите об этом с инспектором по душам. Он вам еще 15% штрафа скинет.