ИНТЕРВЬЮ: Вячеслав Штыров, президент Якутии


- Возвращаясь к Талакану. Полпред президента по Дальневосточному федеральному округу Константин Пуликовский недавно грозился, что те компании, которые претендуют на Талакан с целью дальнейшей его перепродажи или с другими нечистыми мыслями, ничего не получат. Как вы считаете, есть ли среди участников тендера такие компании с нечистыми мыслями? - По моему мнению, часть компаний не имеет достаточных финансовых гарантий, чтобы в случае победы быстро приступить к реализации проекта. Нам приходилось встречаться и вести переговоры с "Газпромом", "Роснефтью", "Сургутнефтегазом" и "ЮКОСом". Сейчас такие номера, когда компания получала лицензию и ничего не делала, а только выпускала акции, говоря, что у нас самая большая капитализация в мире, уже не пройдут. Они убедились в этом на примере других нефтяных компаний, по отношению к которым правительство Республики Якутии заняло жесткую позицию.

Вячеслав Штыров: "Волшебной палочки нет".

Перед президентом Якутии Вячеславом Штыровым стоит непростая задача - уменьшить зависимость республики от алмазного монополиста "АЛРОСА", поступления от которой формируют до 65 - 70% бюджета республики. Если Якутия и избавится от зависимости от сырьевого сектора, то явно не скоро. Но Штыров видит свою задачу в том, чтобы хотя бы диверсифицировать экономику республики - за счет привлечения инвесторов в нефтегазовый комплекс и в горнорудную промышленность. Именно поэтому президент Якутии принимает активное участие в обсуждении поправок в действующий закон "О недрах", с тем чтобы местные власти сохранили право участвовать в распределении недр.

- Вы поддерживаете сохранение принципа двух ключей при подготовке нового закона "О недрах"? - В Конституции РФ написано, что недра - это достояние тех людей, которые проживают на этой территории, поэтому без активного включения всех трех уровней власти - федеральной, региональной и муниципальной - будет почва для постоянных конфликтов.

Если по тем или иным причинам региональная или муниципальная власть будут возражать против отработки месторождения, а федеральные примут решение по отработке, то не факт, что оно будет разрабатываться, потому что и у региональных, и у муниципальных властей достаточно иных рычагов, начиная от всевозможных экологических требований и кончая выставлением пикетов партии зеленых, для того чтобы не допустить этого.

Я предлагаю все месторождения разделить на три группы. В первую группу отнести месторождения, имеющие общенациональное стратегическое значение, - предположим, месторождения урановых руд или гигантские месторождения нефти и газа, которые будут служить основой энергетической безопасности всей страны. Такие месторождения должны быть отнесены в федеральный государственный фонд. В случае если необходимо принять решение по отработке подобного месторождения, решение должно быть принято федеральным правительством по согласованию с субъектом федерации. Все другие группы месторождений нужно отнести к региональным, и здесь надо сохранить принцип двух ключей. А при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых решение должно приниматься региональными властями по согласованию с муниципалитетом.

- Вы говорите: это наша позиция. Наша - это чья? - Это позиция моя, но именно в отношении недр я представляю позицию 10 субъектов Дальневосточного федерального округа. Они мне доверили специальным документом представлять их интересы по этому вопросу. Мы несколько раз встречались и прорабатывали общую позицию.

- А в какую группу, по вашему мнению, следует отнести Талаканcкое (нефтяное) и Чаяндинское (газовое) месторождения? - Талакан - типичное региональное месторождение, а Чаяндинское газовое месторождение в нынешнем состоянии, как есть, - это месторождение федерального значения.

Это только одна сторона дела - принятие решения о разработке месторождения, но реализация права собственности относится и к пользованию. Здесь наша позиция заключается в том, что любые платежи, связанные с недрами, должны нормативно распределяться в три уровня - муниципалитетам, региональным властями и федеральным, а норматив должен быть установлен законом. Я не буду говорить о том, какие должны быть пропорции. Но хоть один процент, хоть какую-то долю муниципалитет должен получить. Кстати, та часть, которая идет на федеральный бюджет, может послужить и основой создания специального фонда по воспроизводству минеральных ресурсов. Я, кстати, не согласен с заявлением [заместителя министра экономического развития Мухамеда] Циканова о том, что геологоразведка должна осуществляться за государственный счет. Я думаю, что надо вернуться к старой доброй испытанной советской системе, когда общегеологические работы, так называемые региональные, осуществлялись за государственный счет. Их цель - не поиск конкретных видов ископаемых, а геологическое описание территории. На основании их невозможно найти конкретное месторождение, но предпосылки для поиска месторождения становятся ясными. Например, известно, что алмазы рождаются только на тех территориях, где есть древнекристаллические породы возрастом не меньше 2 млрд лет и где имели место разломы, в результате которых была вулканическая деятельность. Поэтому алмазы практически бесполезно искать в горах. Но для этого сначала надо узнать, где находится древнекристаллическая порода. Так вот государство должно сосредоточиться на первой стадии, оно должно дать информацию геологического строения родной страны всем.

Еще один возникает вопрос - добыли алмазы, золото, вся прибыль осталась в распоряжении добывающей организации. Я думаю, это неправильно, потому что ввиду ограниченности любых минеральных ресурсов в цене каждого минерального товара присутствует так называемая рента или дополнительная стоимость из-за ограниченности месторождения и других причин. Например, существует искусственная монополия на алмазы, и поэтому они такие дорогие. Или на нефть. Все, что выше затрат на добычу плюс среднегодовой по отрасли прибыли, - это уже рента, которая разработчику не принадлежит.

- То есть вы хотите, чтобы разработчик делился прибылью? - Обязательно, поэтому должны быть введены рентные платежи, и они должны быть дифференцированными. Тогда будет иметь смысл вовлекать в разработку не только богатые, но и бедные месторождения полезных ископаемых.

- А насколько большими должны быть рентные платежи? - Вот это очень сложный вопрос. Рассчитать величину платежей по каждому месторождению чрезвычайно трудно, но по группам месторождений это уже становится возможным. Наши ученые создали такие методики подсчета, учитывающие разнообразные факторы. Рентные платежи должны служить для перераспределения создаваемой дополнительной стоимости продуктов в интересах сообщества, и они должны разделиться на три части: муниципальные, региональные и федеральные.

- Вы подписали соглашение о создании СП с "Газпромом". Какие активы предполагается туда внести со стороны республики и зачем вам нужно это СП? - В Якутии имеется очень много разного имущества в нефтегазовой промышленности. После развала Советского Союза в соответствии с соглашением, подписанным правительством РФ и президентом России Борисом Ельциным, в собственность Якутии отошли местные предприятия нефтегазовой промышленности. Потом они были акционированы, но не все имущество по разным причинам попало в акционерный капитал. Например, было принято решение оставить в государственной собственности муниципальные газопроводы. В принципе, они могут быть внесены в уставный капитал какого-либо предприятия. Якутия на протяжении последних 10 лет регулярно и в солидных объемах вкладывала денежные средства из бюджета республики на реализацию тех или иных газовых проектов. Вот такого имущества на балансе у правительства Якутии накопилось за последние 10 лет большое количество. Конечно, оценками стоимости имущества будут заниматься независимые оценщики, но по балансовой стоимости это солидные суммы - до 5 млрд руб. Так что у нас есть возможность участвовать в капитале СП.

- А вы думаете, что этому СП будет интересно взять на баланс какие-нибудь газовые сети низкого давления? - С чего-то надо начинать. Не только с мечты о будущих больших проектах и об обеспечении Сингапура якутским газом, а с реальной практической деятельности. Кроме того, перечень имущества, который будет внесен в уставный капитал СП, будет согласован с "Газпромом".

- Были такие предположения, что правительство Якутии может внести в качестве вклада в СП принадлежащий ему пакет акций "Саханефтегаза"? - Я сказал бы так: на сегодня этот вопрос не является таким актуальным и дальнейшие действия в отношении "Саханефтегаза" будут определяться результатами тендера по Талакану.

- Когда будет выставлено на тендер Чаяндинское месторождение? - Мы подали заявку в МПР на включение его в перечень объектов, подлежащих лицензированию на следующий год, и работаем над этим.

- Кто может, по вашему мнению, принять участие в тендере на право разработки Чаяндинского месторождения? - Все, кто хочет участвовать в Талакане, всех интересует и Чаяндинское.

- Сейчас "АЛРОСА" активно начала брать лицензии за пределами Якутии. Как вы к этому относитесь? - Когда я был президентом "АЛРОСА" (и сейчас в качестве зампредседателя наблюдательного совета компании), я говорил и говорю, что везде, где только есть алмазы, должно быть представительство "АЛРОСА". А в России сам бог велел - все алмазы, где бы они ни были, должны контролироваться "АЛРОСА". В Архангельске дела у "АЛРОСА" идут неплохо, и, наверное, в конце 2003 г. - максимум в начале 2004 г. они начнут опытно-промышленную добычу алмазов в Архангельске. В Иркутской области и Эвенкии ведутся небольшие геологоразведочные работы, но там очень сложная геологическая обстановка, и требуются совершенно новые подходы к поиску алмазов. А в Приморье пока ведутся, как в народе говорят, камеральные работы, т. е. обрабатываются результаты геологических съемок, выявляются закономерности и т. д. Там небольшой объем алмазов, но они есть.

- Недавно прошло сообщение, что правительство Якутии создает второе республиканское алмазодобывающее предприятие.

- Эта компания, учредителем которой выступает Комдрагмет Якутии, будет вести геологические работы на условиях риска, работать там, где и месторождения-то нет, есть только признаки возможности обнаружения россыпных месторождений алмазов.

- А какой у Якутии планируется на 2003 г. бюджет? - Примерно такой же, как и в этом году (31,5 млрд руб. - "Ведомости").

- А за счет чего наполнение? Вы как-то раньше говорили, что республика не будет полагаться только на отчисления "АЛРОСА". А будет развивать другие источники доходов? - Волшебной палочки нет. Для чего мы так упорно и последовательно занимаемся нефтью и газом? 27 января 2002 г. я вступил в должность президента и уже 6 февраля провел первую встречу с [председателем правления "Газпрома"] Алексеем Миллером. По пути в Москву я залетел в Сургут и встретился с Владимиром Богдановым. Все это для того, чтобы создать нефтяную и газовую промышленность. Золотые проекты развиваем. Очень динамично у нас пошло дело по углю. "Якутуголь" хорошо заработал, увеличил добычу угля и получил в этом году прибыль. Рядом с "Якутуглем" мы сейчас создаем другое предприятие, которое будет через пять лет давать 5 млн т угля в Нерюнгри, на других месторождениях.

Наш уголь ввиду его качества хорошо востребован в металлургии и экспортируется в Японию и Южную Корею. А вообще, мы поставляем уголь в Амурскую область, Приморский край, Хабаровский край и Иркутскую область.

- Как вы относитесь к намерению федеральных властей увеличить долю в "АЛРОСА"? - Я думаю, федеральные власти совершенно справедливо пытаются вернуть себе 5%, которые принадлежат фонду "Гарантия", пока, к сожалению, безуспешно. А что касается акций, принадлежащих правительству Республики Саха Якутия и нашим улусам, то я не вижу никаких ни юридических, ни моральных, ни иных оснований для того, чтобы говорили о том, что они должны перейти в собственность РФ. Этот вопрос поднимать бесполезно, и ни в каком суде Минимущество России не выиграет.

БИОГРАФИЯ: Вячеслав Штыров родился в 1953 г. Начал трудовую деятельность в 1975 г. на строительстве предприятий алмазодобывающей промышленности и объектов энергетики в Западной Якутии и прошел путь от мастера строительного участка до первого заместителя руководителя ССМУ "Вилюйгэсстрой". В августе 1991 г. Штыров возглавил Министерство строительства и инвестиций Якутской - Саха ССР, а в декабре 1991 г. был избран вице-президентом Республики Саха (Якутия). Последующие три года Штыров совмещал обязанности вице-президента и премьер-министра Республики Саха (Якутия), а в августе 1995 г. собранием акционеров АК "Алмазы России - Саха" был избран президентом компании. В марте 1998 г. Штыров возглавил правление ЗАО "Алмазы России - Саха" ("АЛРОСА") и покинул этот пост в начале 2002 г., после того как в январе 2002 г. был избран президентом Республики Саха (Якутия).