Языком плаката


Несколько десятилетий подряд фирма из штата Коннектикут (США) Marlin получала неплохие доходы от продажи печатной продукции, посвященной технике безопасности, соблюдению санитарных норм и правил поведения на предприятиях. Плакаты Marlin призывали надевать каски, мыть руки перед едой и не стоять под грузом. В последнее время Marlin нашла новую нишу: теперь ее плакаты предупреждают о более страшных опасностях, подстерегающих человека постиндустриальной эпохи, - стрессах, депрессии и хронической усталости.

"Не надо паники - вы не на "Титанике! ", "Кто в хорошем настроении - получает поощрение" - такие жизнеутверждающие слоганы сегодня смотрят на читателей с плакатов Marlin. Ее клиенты уже не фабриканты, борющиеся с антисанитарией и задымленностью своих производственных цехов, а современные компании, где в чистых офисах за стеклянными перегородками сидят клерки в костюмах и галстуках. У Marlin 6500 корпоративных подписчиков, готовых платить по $2000 в год за то, чтобы ежемесячно получать новую порцию плакатов с яркими картинками, стихами, высказываниями великих людей и добрыми советами, призванными поднять моральный дух сотрудников.

Выстраивая визуальный ряд, дизайнеры используют образы, вызывающие у человека положительные ассоциации: фотографии улыбающихся младенцев, умиротворяющие картины природы, смешные и трогательные мордочки животных. Замысел понятен: даже если человек просиживает целый день на неинтересной, тяжелой и утомительной работе, медитация с помощью постеров Marlin должна спасти его от депрессии.

Обычно "агитки" крепятся в таких местах, где они чаще попадаются на глаза сотрудникам: рядом с расписанием, на пути в столовую или комнату отдыха. К числу последних продуктов фирмы относятся постеры, изготовленные для компании FrederickХs of Hollywood, занимающейся производством белья и других товаров интимного пользования: "Спасибо за то, что вы стараетесь быть безукоризненно вежливыми с окружающими! ", "Чтобы наслаждаться жизнью, не обязательно, чтобы все было идеально! ". Некоторые сотрудники считают, что эти плакаты поднимают им настроение, другие молча окидывают их взглядом и отходят с каменными лицами.

Marlin, основанная почти 100 лет назад, изначально занималась производством огнестрельного оружия: плакаты на тему безопасности появились как "побочный продукт" ее основной деятельности. Ее издательский бизнес стал самостоятельным в 1987 г. Сегодня быстрее всего растет подразделение, специализирующееся на "пропагандистской" продукции, адресованной плохо мотивированному персоналу. "Белые воротнички" не испытывают непосредственной угрозы жизни на рабочем месте, зато чрезвычайно подвержены стрессу и унынию.

Хуже всего чувствуют себя на работе люди, находящиеся на нижней ступени корпоративной лестницы. По данным последнего опроса Marlin, лишь 16% персонала нижнего звена (продавцы, секретари) "абсолютно удовлетворены" своей работой. Среди специалистов более высокого уровня (мастера на производстве, полицейские, квалифицированные рабочие) таких 18%.

Как и следовало ожидать, в офисе Marlin тоже развешаны плакаты, подбадривающие ее собственных сотрудников. К "макинтошу" Эда Лафреньера, автора более 5000 слоганов, прикреплен постер на случай, если у криэйтора иссякнет творческий энтузиазм: "Посетило вдохновенье - не тормози, лови мгновенье! ". (WSJ)