Доллары вернутся домой


22 октября 2004 г. президент Джордж Буш подписал закон о создании рабочих мест. Этот закон, вступивший в силу с 1 января, на год снижает ставку налога на ввоз капитала с 35% до 5,25%. Администрация и Конгресс хотели стимулировать возвращение в страну денег, которые американские компании зарабатывают на иностранных рынках. Предполагается, что в страну будет ввезено около $350 млрд, благодаря новым инвестициям появятся новые рабочие места, может укрепиться доллар, а импорт – подешеветь.

Несколько крупных фармацевтических компаний уже заявили о готовности репатриировать свои капиталы. Johnson & Johnson собирается вернуть на родину $11 млрд. Корпорация Pfizer тоже сообщила, что обдумывает возможность возвращения $38 млрд, Schering-Plough надеется ввезти на льготных условиях $9,4 млрд, а в минувшую среду и Eli Lilly объявила, что репатриирует $8 млрд.

Аналитики пока затрудняются прогнозировать размеры капитала, который будет репатриирован. Bank of America рассчитывает, что из $500 млрд корпоративной прибыли, полученной от операций на зарубежных рынках, вероятнее всего, в страну вернется от $300 до 350 млрд. А вот аналитики Morgan Stanley полагают, что крупнейшие американские компании, фигурирующие в индексе Standard & Poor’s 500, теоретически должны были бы репатриировать $418 млрд. Но сколько денег вернется в страну на самом деле, аналитики сказать затрудняются. “Компании сами не знают, сколько средств они намерены переводить в США”, – говорит Ребекка Маккорин, экономист Morgan Stanley.

При этом укрепить курс доллара можно только за счет тех средств американских корпораций, которые сейчас хранятся в иностранной валюте и будут конвертированы в доллары. Однако фармацевтические, технологические и другие компании, которым новый закон должен был показаться особенно привлекательным, хранят свои деньги хотя и за границей, но в долларах.

Представитель Eli Lilly Фил Белт говорит, что “практически все” $8 млрд, которые компания намерена вернуть в США, номинированы в долларах, а представитель Pfizer рассказал, что в американской валюте его компания хранит “наиболее значительную часть капиталов, которые находятся за границей”.

Правда, компании из других секторов оказались более сознательными. По данным Morgan Stanley, машиностроительные, целлюлозно-бумажные, химические компании, а также производители программного обеспечения до 60% своих “иностранных” капиталов хранят в иностранной валюте.

Поэтому многие аналитики утверждают, что одного снижения ставки налога на ввоз капитала недостаточно, чтобы обратить вспять упорное снижение курса американской валюты. Действие закона, по их убеждению, должно подкрепляться сокращением бюджетного дефицита. “Мы не исключаем того, что в ближайшие год-полтора поток репатриированного капитала будет оказывать заметное влияние на валютный рынок, – говорит Ник Бенненброк, старший аналитик по стратегии валютного рынка в нью-йоркском банке Brown Brothers Harriman. – Однако мы не рассчитываем, что благоприятный эффект окажется устойчивым”.

Робкое восхождение доллара приостановилось уже в среду. В Германии опубликовали доклад об укреплении предпринимательской уверенности, и евро вырос с $1,2971 до $1,3074. (WSJ, 27.01.2005, Екатерина Кудашкина)