Две против трех


Модельеры тут же откликнулись на настроения публики и исключили пиджаки с тремя пуговицами из своих новых коллекций. “В моде снова строгий костюм, а по-настоящему строгий костюм никогда не был трехпуговичным”, – говорит американский дизайнер Джон Варватос, который не предлагает ни одного пиджака c тремя застежками в коллекции этого года.

В 1990-х гг. дизайнеры и розничные торговцы превозносили пиджаки на трех пуговицах как новый стандарт мужской моды. Чуть позже появилась тенденция шить пиджаки с четырьмя пуговицами. В итоге мужчины разных стран пересмотрели свое отношение к костюму, отказались от традиционных двух пуговиц и стали носить модели, которые навязывала им мода.

Так продолжалось несколько лет. Но потом специалисты заметили, что клиенты таких уважаемых розничных сетей, как Barneys New York и Neiman Marcus, стали вновь покупать костюмы с двумя пуговицами. А Mitchell/Richards, розничная сеть по продаже дорогих мужских костюмов, и вовсе утверждала, что модели на двух пуговицах составляют 70% от общего объема продаж костюмов в Mitchell/Richards.

Тем не менее мужчины, которые подумывают вновь вытащить из шкафов костюмы на двух пуговицах образца 1990-х гг., могут легко угодить в ловушку. Модельеры знают, что большинство представителей сильного пола по своей природе консервативны, их трудно заставить раскошелиться на новый, ультрамодный костюм. Поэтому дизайнеры прибегли к хитрой уловке: они по-новому расположили пуговицы на пиджаке, подняв их на 1,5 дюйма (3,5 см) выше обычного уровня. Лацканы при этом стали уже, а вырез воротника выше.

Одним словом, теперь вопрос не в том, сколько пуговиц должно быть на пиджаке, но в том, как они расположены. К примеру, Марио Альмонте, вице-президент одной из нью-йоркских маркетинговых компаний, говорит, что снова стал надевать на важные деловые встречи свой старый костюм на двух пуговицах. И объясняет это тем, что в пиджаке с тремя пуговицами ему начинает казаться, “будто люди пристально разглядывают эту самую третью пуговицу”. Однако вице-президент отмечает, что гардероб ему придется менять в любом случае. Ведь покрой пиджаков 1990-х гг. уже устарел, да и пуговицы расположены не так, как надо.

Возможно, кого-то удивит, что в мире моды да и за его пределами придают значение такой мелочи, как более низкое или высокое положение пуговицы на пиджаке. Но это еще раз показывает, как трудно дизайнерам изобрести что-нибудь принципиально новое в мужских коллекциях.

Мужчины медленнее, чем женщины, меняют свои предпочтения в одежде. Модельер не может внести радикальные изменения в мужскую одежду без риска потерять поклонников и клиентов. Недаром костюмы на двух пуговицах десятилетиями оставались общепринятым стандартом мужской деловой одежды. Их не переставали носить даже тогда, когда они вышли из моды. Тем не менее в последние годы мужская мода стала меняться быстрее, чем раньше, в особенности в больших городах. Причина в том, что молодые мужчины проявляют живой интерес к моде, чем в корне отличаются от старшего поколения.

И все же совершенно очевидно, что пиджаки на трех пуговицах не исчезнут в одночасье из мужского гардероба. Многие еще долго будут покупать и носить их. Правда, в угоду моде мужчинам придется либо не застегивать верхнюю пуговицу, либо перешивать ее пониже. “Если пиджак закрывает больше половины вашего галстука и виден только узел, то, значит, три пуговицы пришиты слишком высоко. Это немодно”, – утверждает Билл Корноер из Barneys.

С двухпуговичными пиджаками возникает другая проблема. У старых моделей пуговицы, наоборот, находятся слишком низко. “Если застежка расположена низко, то сразу понятно, что на человеке старый пиджак”, – говорит Рой Митчелл, розничный торговец из Коннектикута. “Взгляните на ваш пиджак. Если пуговица оказалась ниже центра живота – ваше дело плохо”.

Костюмы нового поколения выглядят совсем по-другому. К примеру, пуговицы на дорогих пиджаках Ermenegildo Zegna стоимостью от $1695 подняты на 0,5 дюйма (1,25 см) выше обычного уровня. На менее дорогих моделях пуговицы пришиты выше на целых полтора дюйма (3,5 см). Armani Collezioni тоже подняла застежку и заузила лацканы на новых пиджаках.

Несмотря на победное шествие по подиумам двухпуговичных костюмов, любителям трех пуговиц не стоит отчаиваться. У трехпуговичных моделей есть будущее. К примеру, Barneys предлагает покупателям пиджаки от Isaia на трех пуговицах. “Эти костюмы очень элегантно выглядят, когда верхняя пуговица не застегнута. Создается ощущение, что на человеке двухпуговичный пиджак”, – рассказывает пресс-секретарь Barneys.

Кроме того, не все представители сильного пола быстро реагируют на модные веяния. К примеру, риэлтор из Северной Каролины Уильям Котис купил целых три костюма на трех пуговицах во время своей последней поездки в Нью-Йорк. И это несмотря на то, что ему советовали покупать пиджаки на двух пуговицах. “Пусть костюмы с двумя пуговицами пока висят в шкафу и ждут своего часа”, – говорит он.

Сторонники трех пуговиц находят в двухпуговичных моделях массу недостатков. К примеру, такой пиджак вряд ли украсит полного мужчину. Верхняя застежка будет все время расходиться, привлекая внимание к округлому брюшку под пиджаком.

В целом объем продаж мужских костюмов всех кроев и фасонов сильно вырос в последнее время. Причина в том, что в моду вновь вошел строгий стиль, который сменил популярный в 1990-х гг. стиль casual. Однако превыше всего сейчас ценятся костюмы, сшитые на заказ. По данным исследовательской компании NPD Group, в конце 1990-х гг. объем производства костюмов на заказ сократился на 20%. А год назад он вырос – причем на 24%. (WSJ, 10.03.2005, Мария Подцероб)