НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ: Не упустить шанс


В послании Федеральному собранию президентом России отмечена необходимость создания дополнительных стимулов для прихода капиталов в российскую экономику. Предлагается разрешить гражданам задекларировать капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, с соблюдением двух условий (необходимых и достаточных): уплата 13%-ного подоходного налога и внесение соответствующих сумм на счета в российские банки.

Очевидно, что президентское поручение не содержит готового решения, а лишь выражает политическую волю и дает направление, в котором нужно двигаться дальше. Например, важно понимать, что в послании речь идет не только о “зарубежных” капиталах, но и о финансовых средствах, обращающихся в теневой экономике. Не имеет особого значения и то, кем получены доходы – физическим или юридическим лицом, поскольку организации – это созданные для определенных целей объединения граждан, что неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный суд РФ.

Легализация или амнистия?

На встрече с президентом страны депутаты и сенаторы предложили дать всем желающим выйти на свет гарантии непреследования со стороны налоговых и других государственных органов. Тем самым парламентарии заявили о необходимости амнистии (греч. amn?stia – прощение лиц и забвение дел, объявляемое после социальных потрясений), под которой понимается освобождение от ответственности, даруемое верховной властью. Под налоговой амнистией обычно понимается предложение со стороны государства “налогонеплательщикам” погасить недоимки в обмен на отмену наказания, которое могло бы быть наложено в случае выявления нарушений.

Налоги должны быть неизбежны. Поэтому под налоговой амнистией не следует понимать простое списание неуплаченных налогов – прощение возможно лишь “при условии”. При таком подходе идею президента можно распространить на ситуации с серыми схемами, т. е. позволить российским налогоплательщикам исправить допущенные в предыдущие годы ошибки при минимизации налогов сомнительными способами и тем самым решительно подвести черту под непростым прошлым. Многие серьезные компании с удовольствием избавились бы от скелетов в шкафу и заплатили налоги в обмен на гарантии непривлечения к ответственности и предоставления рассрочек с целью сохранения финансовой устойчивости. Амнистия интересна прежде всего организациям, а не гражданам.

Аргументы за

Амнистия – это чрезвычайная, но в исключительных случаях необходимая мера. Вот несколько доводов в пользу проведения налоговой амнистии в России.

Абсолютно негуманно и несправедливо наказывать сегодня за нарушения, совершенные вчера, когда налоговое бремя было намного тяжелее. Вспомним: налог на прибыль – 35%, ЕСН – 36%, НДС – 20%, а еще налоги с выручки, налог с продаж, поборы на местах и т. д.

Сейчас, когда налоговая нагрузка значительно снижена, желающих платить налоги становится больше. Налоговая амнистия поможет изменить умонастроения предпринимателей (“Выходя из тени на свет слишком быстро, можно получить солнечный ожог“) и придать им уверенность в завтрашнем дне, став реальным шагом к нормализации отношений между государством и бизнесом, мостиком между прошлым и будущим.

Слова президента о том, что долгие годы наша налоговая система находилась в стадии формирования, по сути, означают, что государство признало несовершенство действовавшего ранее налогового законодательства. Но, прежде чем наказывать, государство обязано объяснить и закрепить свои требования в законах. Поэтому только по завершении налоговой реформы государство получит право на привлечение к ответственности тех, кто, понимая закон, тем не менее уклоняется от исполнения налоговых обязательств.

Не стоит забывать, что налоговые органы не в силах выявить все недоимки. Поэтому проведение налоговой амнистии может значительно пополнить российский бюджет.

Налоги – ахиллесова пята современного российского бизнеса, что нередко используется в недобросовестной конкурентной борьбе. Поэтому у предпринимателей, которым уже есть что терять, в том числе деловую репутацию, появляются стимулы для правомерного поведения и в будущем.

И, наконец, исключительно эмоциональный довод: Россия списывает долги странам Африки и Азии – так почему бы не предусмотреть такое списание для своих, тем более что долги третьих стран погашаются за счет российских налогоплательщиков?

Аргументы против

Часто звучит возражение этического плана: “Можно ли прощать одним, если другие платили?” Такая постановка вопроса, в принципе, верна. Но можно пойти на социальный компромисс, предоставив приемлемые условия для желающих вернуть долги.

Есть сомнения в результатах амнистии. Существуют примеры более (Бельгия, Ирландия, Индия, Казахстан) и менее (Германия, Франция и США) удачно проведенных амнистий. Важно учесть причины плохих результатов (изначально невыгодные условия, недоверие граждан государству, отпугивающие неясности закона об амнистии, неверные шаги чиновников). Кроме того, нельзя оценивать итоги амнистии только в цифрах текущего финансового года: если сегодня предприниматель спит спокойно, то завтра он произведет больше ВВП, а значит, и пополнит бюджет за счет уплаченных налогов.

Какой должна быть амнистия?

Ответ на этот вопрос позволит придать уверенности в успехе амнистии.

Для подготовки амнистии необходимо изучение опыта: своего печального образца 1993 г., ближайших соседей (Казахстана и Грузии), зарубежного (помимо вышеперечисленных – Аргентины, Италии, Пакистана, Филиппин, ЮАР).

Важно донести до граждан, что налоговая амнистия – это разовое мероприятие, которое проводится в связи с завершением сложного этапа общественного развития – распада СССР и строительства нового российского государства.

Срок амнистии должен быть ограничен, но достаточен для размышлений, расчетов и получения соответствующих одобрений. Желательно совместить проведение амнистии с принятием закона, который четко разграничил бы понятия “налоговая оптимизация” и “уклонение от уплаты налогов”: он обозначил бы ориентиры для налогоплательщиков, желающих полностью отказаться от серых схем.

За годы репрессий люди хорошо усвоили, что “деятельное раскаяние укорачивает дорогу на Колыму”. Закон о налоговой амнистии должен содержать запрет на возбуждение уголовных дел, проведение оперативно-розыскных или контрольных мероприятий и другие твердые гарантии для желающих исправиться.

Ставшие известными факты утечки информации из баз данных свидетельствуют о серьезных проблемах в области защиты налоговой тайны. Поэтому важно гарантировать конфиденциальность полученных сведений.

В России сложились уникальные предпосылки для проведения амнистии в 2006 г. Налоговая амнистия – это реальный шанс дать предпринимателям свободу для решительного экономического рывка вперед, и этот шанс перед лицом международной конкуренции нельзя не использовать.