Стресс-контроль


Евгений Чичваркин, совладелец компании “Евросеть”, регулярно прибегает к методам “шокового собеседования”. “Я должен быть уверен в том, что человек, занимающий ключевую позицию, не растеряется в неожиданных ситуациях, не сорвется на эмоции, когда требуется холодный ум”, – объясняет Чичваркин. Все ограничивается провокационными вопросами. “Три года назад я разговаривал с претендентом на позицию руководителя одного из сибирских филиалов “Евросети”, – вспоминает он. – Я рассказал ему, что в нашей компании всех, кто хоть раз своровал, закапывают по горло в землю. В лесу есть даже специальный участок. Ответ был бесподобный: “А можно дать денег знакомым милиционерам, которые посадят этих нарушителей?” Мы, конечно, взяли этого человека на работу”.

“Уметь держать себя в руках и не перейти на крик, принять разумное решение, когда что-то срывается, не получается, а все вокруг в панике, – это бесценные качества менеджера в сфере розничной торговли”, – уверен Дмитрий Денисов, с ноября 2005 г. руководитель российской региональной сети компании “Евросеть”. Денисов пришел в компанию пять лет назад рядовым продавцом. Он вспоминает, что собеседование прошло “чинно-благородно”. “Заполнил анкету, ответил на вопросы детектора лжи”, – рассказывает Денисов. Его не смутили и откровенно провокационные вопросы – о сексуальной ориентации, кражах на прежнем месте работы. “Мне, наоборот, было интересно: я видел полиграфы только в боевиках”, – добавляет он.

Сейчас, будучи начальником, Денисов тоже тестирует нервы будущих подчиненных. “Я намеренно сгущаю краски – рассказываю, что работы очень много, высокая ответственность, нет выходных, во время непродолжительного отпуска категорически запрещено выключать мобильный телефон, а на звонки человек обязан отвечать в любое время суток”, – говорит он. По словам Денисова, он сгущает краски совсем не для того, чтобы увидеть в глазах кандидата страх. “Работы действительно много, она может быть и днем и ночью. Я хочу убедиться, что человек готов к этому на все сто”, – отмечает Денисов. Если человек берется размышлять, почему нельзя во время отдыха полностью отойти от работы, если имеется грамотный заместитель, то это для меня нехороший признак, добавляет он.

Впрочем, сам Денисов не сторонник крайностей: он не задает некорректных вопросов о личной жизни, не проявляет агрессию или пренебрежение по отношению к собеседнику. Вряд ли это положительно скажется на дальнейшем сотрудничестве, считает он. С ним согласна Екатерина Кашубская, партнер хедхантинговой компании Amrop Hever Group: “Жесткая манипуляция человеком во время интервью подрывает его уважение и доверие к компании”. В отношении топ-менеджеров такие методы вообще неприемлемы, утверждает она. Эти люди доказали свою стрессоустойчивость уже имеющимися достижениями, позициями, уровнем ответственности. А нагнетание ситуации, чтобы выбить из колеи, может обернуться потерей профессионала, уверена Кашубинская.

“Перейти грань, за которой начинается банальное унижение человека, очень легко”, – предостерегает Ольга Суворова, партнер хедхантинговой компании Suvorova and Partners. Три года назад в одной компании нервы кандидата испытывали стаканом воды, вспоминает Суворова. Воду небрежно плескали в лицо человека и смотрели на его реакцию. Когда один человек, не выдержав оскорблений, уходит, а второй – остается, крайне сложно сказать, кто из них действительно прошел тест и может претендовать на руководящую позицию, размышляет Суворова.

“Даже самые жесткие приемы шокового интервью вряд ли дадут объективную оценку характера и темперамента человека”, – считает Дмитрий Страшнов, вице-президент, генеральный менеджер Philips Consumer Electronics в России. По его мнению, самый лучший способ, который раскрывает личность кандидата, а также его намерения, – это не заранее срежиссированный спектакль, а разговор начистоту. “Достаточно подробно рассказать о существующих проблемах на том направлении, куда приглашается менеджер, и никакого стресса придумывать не надо”, – уверен Страшнов.