Авиакеросин не по карману


Поставщик авиакеросина для российских авиакомпаний ТД “Топливное обеспечение аэропортов” (ТД ТОАП), столкнувшись с ростом долгов, начал борьбу с должниками. В январе гендиректор ТОАП Евгений Островский отмечал, что самым крупным неплательщиком является авиаальянс Airunion во главе с “Красноярскими авиалиниями”, задолжавший ТОАП около 2,5 млрд руб. “Вим-Авиа” также накопил около 1 млрд руб. долга перед ТОАП. Островский даже предлагал авиакомпании погасить его в счет передачи ему долей авиакомпании.

Переговоры с этими компаниями еще идут, с ними ТОАП надеется договориться.

“ТОАП пыталась договориться с “Сибирью”, – рассказал юрист торгового дома Денис Соловов, – сотрудничество с ней важно для нас, но после ряда неудачных попыток руководство было вынуждено обратиться в арбитраж Новосибирской области”. С октября, по данным Соловова, ТОАП из-за долгов отказалась поставлять топливо “Сибири”.

Поэтому иски к Airunion и “Вим-Авиа” еще не поданы, а судиться поставщик топлива начал с компанией, имеющей менее существенный долг. Вчера арбитраж Новосибирской области начал рассматривать иск ТОАП к “Сибири” с требованием заплатить за предоставленное топливо с учетом штрафных санкций 71 млн руб.

На судебном заседании Соловов пояснил, что авиакомпания не рассчиталась за предоставленные в 2006 г. ей в Кемерове и Владивостоке более 2000 т топлива общей стоимостью 36,9 млн руб. До этого основной долг авиакомпании составлял 43 млн руб., но в январе 2007 г. компания погасила около 7 млн руб.

“Сибирь” не согласна с суммой иска, не признает штрафные санкции и гасить их не собирается. По словам юриста “Сибири” Людмилы Долженко, задолженность “Сибири” топливной компании не превышает 32 млн руб. Следующее заседание суда по этому делу пройдет 1 марта.

Согласно инвестмеморандуму ТОАП, опубликованному летом 2006 г., “Сибирь” была крупнейшим покупателем. В структуре продаж топлива в 2005 г. на долю “Сибири” приходилось 19% выручки топливной компании, и потеря такого партнера невыгодна ТОАП. Поэтому после погашения “Сибирью” долга сотрудничество с авиакомпанией возобновится, полагает один из топ-менеджеров торгового дома, попросивший не называть его имя.

Дебиторская задолженность характерна для рынка авиаперевозок и обусловлена сезонностью бизнеса, говорит заместитель генерального директора по наземному обеспечению и аэропортовому обслуживанию авиакомпании “Сибирь” Александр Стеблин. “Сибирь” использует механизм реструктуризации. Ситуация с ТОАП будет разрешена в рабочем порядке, и все деньги будут выплачены”, – уверяет он.

Гендиректор “Аэрофьюэлз-Интернейшнл” (специализируется на авиазаправках) Геннадий Павленко называет суммы долгов авиакомпаний ТОАП запредельными. “У нас стабильные отношения почти со всеми клиентами, в том числе с “Сибирью” и “Вим-Авиа”, – говорит Павленко. По его словам, у авиакомпаний сейчас есть выбор поставщиков на рынке авиазаправок, поэтому отказ в поставках топлива не будет критичным для “Сибири”.

Пресс-секретарь “Трансаэро” Сергей Быхал утверждает, что у его компании нет проблем с задолженностями поставщикам авиатоплива.

Аналитик “Центринвест груп” Наталья Сорокина считает, что проблемы у авиакомпаний начались с 2004 г., когда резко выросли цены на топливо. “У “Сибири” всегда была высока топливная составляющая в себестоимости услуг – около 60%, – говорит она. – Это связано с тем, что компания эксплуатирует большое количество российских самолетов. “Сибирь” может выйти из ситуации, если обновит авиапарк, закупив зарубежные машины”.

Всего парк “Сибири” насчитывает 61 воздушное судно, в число которых входят семь А310-200/300, шесть А319-100, два Boeing 737-400, 10 Boeing 737-500, девять Ил-86 и 27 Ту-154М.