Обывательский патриотизм


69% россиян считают, что государство должно ограничивать импорт из стран, ведущих враждебную политику по отношению к России. За жесткие экономические меры выступают 71,9% мужчин и 67,9% женщин, относительно невелик и разброс среди возрастных групп – от 63,2% у респондентов от 18 до 29 лет до более 75% у россиян старше 50 лет.

На взгляды россиян почти не влияют уровень образования (санкции поддерживают 70,5% лиц с высшим и неполным высшим, 68,9% со средним и средним специальным и 73% лиц с образованием ниже среднего) и материальное положение: слабее всего поддержка санкций у тех, кто считает себя обеспеченными (68,1%), сильнее всего – у бедных (72,7%).

65% жителей России готовы лично отказаться от потребления товаров из стран, проводящих враждебную России политику. Тут ответы сильнее зависят от материального положения, но и среди богатых таких большинство – 50,5%, а охотнее всех отказываются от импорта из “враждебных” стран бедные люди – 68,4%.

Различия в ответах на этот вопрос между женщинами и мужчинами невелики (64,6% и 67,2%). Несколько больше они между разными возрастными группами – от 58,3% у людей от 18 до 29 лет до 72,8% для лиц от 60 лет.

“Данные опроса говорят о формировании у россиян “обывательского патриотизма”, – констатирует руководитель отдела социально-политических исследований компании “Башкирова и партнеры” Александр Музафаров. Такое поведение традиционно для потребителей, продолжает он, один из недавних примеров – отказ от потребления и показательное уничтожение французского вина в США в период обострения франко-американских отношений из-за Ирака в 2003 г.

Прежде российские граждане не были склонны усматривать связь между потребительским поведением и политикой, вздыхает Музафаров, но теперь все чаще встречаются люди, готовые отказаться от покупки иностранных товаров по политическим мотивам.

Два острых внешнеполитических противостояния последних лет – с Грузией в сентябре 2006 г. и с Эстонией в апреле 2007 г. – не дали российским потребителям шанса проявить себя. Импорт из Грузии был прекращен по решению российских властей, а от эстонских товаров розничные сети отказались сами.

По мнению социологов, “обывательский патриотизм” россиян имеет пределы. По данным опроса, лишь 34% готовы мириться с ростом цен на потребительские товары из-за введения санкций против иностранных государств. Противоположный ответ дали 53,5% респондентов.

Менее всего готовы мириться с “политическим” ростом цен граждане, оценивающие собственные доходы как невысокие, – всего 30,5%. “Нужно разделять готовность заявить об отказе от каких-то импортных продуктов и способность реально так поступить”, – считает Музафаров и добавляет, что ухудшение политических отношений может оказать значимое влияние на продажи, только если отказ от импортного товара будет безболезненным для потребителя, т. е. если на рынке есть товар со сходным соотношением цены и качества.

Сейчас наблюдается консолидация российского общества на почве восприятия разного рода обид, наносимых России, считает Людмила Беляева из Центра изучения социокультурных изменений ИФРАН. Но значимое влияние на продажи “обывательский патриотизм” может оказать, лишь когда речь идет о недорогих продуктах, которым легко найти замену и в качестве которых и так имеются сомнения, поддерживает она Музафарова. А вот влияние политических факторов на продажи товаров длительного пользования и предметов роскоши будет минимальным, уверена Беляева: “Трудно представить, чтобы потребитель отказался от американского автомобиля из-за недовольства политикой США”.