Советы консультанта: Дорогая распродажа


При оценке затрат производственного или торгового предприятия большое значение имеет определение стоимости товарно-материальных запасов – сырья, расходных материалов и готовой продукции. Общепринятые нормы предполагают, что готовая продукция учитывается по себестоимости, а товары, предназначенные для перепродажи, – по закупочной цене.

Не секрет, что предприниматели, рассматривающие продажу своего бизнеса как последний шанс избавиться от обузы, стремятся завысить стоимость чистых активов, поскольку доходный подход не позволяет получить желаемую цену. Не так давно я проводил процедуру dew diligence (в буквальном переводе «должная осмотрительность») на стороне покупателя небольшого мебельного производства. Заявленная продавцом цена больше чем наполовину состояла из стоимости сырья и комплектующих. В процессе инвентаризации выяснилось, что на объекте видимо-невидимо встраиваемой бытовой техники, хранящейся на случай, если кто-нибудь из клиентов закажет изготовление кухонной мебели. Но за последние три года не было продано ничего: заказчики не хотели брать морально устаревшие плиты и посудомоечные машины.

Именно поэтому с недавних пор я осторожно подхожу к работе с торговыми компаниями – оптовыми или розничными. Опыт подсказывает, что в большинстве случаев продажа торгового бизнеса сводится к попытке впарить оптом складские запасы, иногда даже по розничной цене, превышающей закупочную в разы. У несостоявшихся одежных и обувных магазинов это залежи старых коллекций неходовых цветов и размеров, у продовольственных компаний – продукция с истекающим сроком хранения. Это не значит, что торговый бизнес не пользуется спросом: дистрибуторские компании с эксклюзивными контрактами и широкой сетью интересны конкурентам с точки зрения увеличения рыночной доли и будущей доходности. Но имеющиеся запасы покупатели не рассматривают даже в качестве составной части цены приобретаемого бизнеса.

Похожая ситуация складывается, когда производство оснащено изношенным и морально устаревшим оборудованием. Пять лет назад я продал типографию, работавшую на старых машинах образца 70-х гг. прошлого века. В цене компании стоимость печатных и вспомогательных станков составляла не более 30%, а остальная часть формировалась за счет финансовых показателей. Каково же было мое удивление, когда через два года новый владелец выставил на продажу эту же типографию по цене, в три раза превышающей цену покупки, при том что доходность объекта осталась на прежнем уровне. Как выяснилось, перед приходом оценщика давно не работающие станки были выкрашены, смазаны и передвинуты из пыльных углов в центр производственного цеха... Иными словами, смотрите в оба.