«Ижавто» ждет Чемезова

«Ижавто» снова не нашло денег на погашение облигаций на 2 млрд руб. Руководство компании рассчитывает на помощь нового владельца, например «Ростехнологий»
С.Портер

«Ижавто»

Автопроизводитель. Основной акционер – группа «Сок» (98%). Выручка (РСБУ, 9 месяцев 2008 г.) – 17,9 млрд руб., чистая прибыль – 132,1 млн руб. Выпускает Kia, «ВАЗ» и «Иж», объем производства – 59 317 шт. (2008 г., данные «АСМ-холдинга»).

Автозавод «Ижавто» сегодня не исполнит оферту по выкупу облигаций на 2 млрд руб., сообщили «Ведомостям» начальник управления рынков долгового капитала МДМ-банка (агент по оферте) Антон Кирюхин и представитель группы «Сок» (владелец «Ижавто») Дмитрий Румянцев. Бумаги на такую сумму компания должна была выкупить до середины декабря, но допустила дефолт. По условиям соглашения с держателями была выставлена новая оферта – по ней выкупить облигации должны были компании группы «Сок». Они должны были выставить оферты до 1 апреля, а погасить долг до 26 августа. Но предложений не последовало, и у «Ижавто» наступил новый срок погашения бумаг –15 апреля. Денег сегодня не будет, но всем держателям облигаций будут сделаны адекватные предложения с учетом общей ситуации на рынке, обещает Румянцев.

Решить проблемы «Ижавто» помогла бы продажа завода, признался в интервью «Российской газете» гендиректор завода Михаил Добындо. «Решение по заводу может быть принято в самое ближайшее время. Если «АвтоВАЗ» отказался от покупки «Ижавто», то мы не исключаем, что покупателем завода может стать госкорпорация «Ростехнологии» (владеет 25% акций «АвтоВАЗа»)», – заявил он. Ведутся ли переговоры с корпорацией, представитель «Сока» не ответил, а представитель «Ростехнологий» от комментариев отказался.

Госкорпорация рассчитывает получить долю в «Ижавто» через Сбербанк, в залоге у которого находится контрольный пакет акций завода, рассказали «Ведомостям» менеджеры «АвтоВАЗа» и одного из партнеров «Ростехнологий». Об интересе госкорпорации к активу знает и знакомый гендиректора «Ростехнологий» Сергея Чемезова: корпорация обсуждает вариант покупки «Ижавто» с согласия Сбербанка за символическую сумму, например за один рубль. При этом «Ростехнологии» готовы взять на себя долг «Ижавто» перед «Сбером», рассказывает собеседник «Ведомостей».

Конечным покупателем актива будет «АвтоВАЗ», отмечает источник, близкий к заводу. Представитель «Сока» на это сказал лишь, что компания «открыта для переговоров», представитель Сбербанка от комментариев отказался.

У «Ижавто» сейчас около 12 млрд руб. долга перед банками и держателями облигаций, знает сотрудник банка, работающего с «Ижавто», долг перед «Сбером» – около 8,5 млрд руб., по нему и заложен контрольный пакет. Долг перед «Сбером» близок к этой сумме, а в залоге у него – «значительный» пакет акций завода, подтвердил представитель «Сока». Долг реструктурирован, просроченных платежей банку нет, утверждает источник, близкий к «Соку». Представитель «Сбера» это не комментирует.

Завод находится в критическом положении. Производство Kia остановлено (из-за девальвации рубля стоимость машинокомплектов выросла на 40%, а спрос на Kia упал на 30–40%), и выпускаются только Lada (по 1000 машин в месяц). То есть завод мощностью 220 000 машин в год загружен на 5%. В апреле «Ижавто» сокращает 5000 работников (около 90% штата). Выручки у завода почти нет, констатирует аналитик «Уралсиба» Наталья Сорокина, поэтому ни платить по долгам, ни договориться с кредиторами о реструктуризации «Ижавто» сейчас не сможет. Выхода два – банкротство или новый владелец, который смог бы платить по долгам, отмечает эксперт. Схема покупки завода «Ростехнологиями» кажется ей приемлемой: «АвтоВАЗ» сам перекредитован и брать дополнительные долги ему нельзя, а вот Чемезов деньги найдет.