Скидки не помогают

Продажи новых автомобилей в Петербурге за I квартал снизились примерно на 40%. По итогам года они могут упасть на 50–60%, опасаются дилеры
Е.Кузьмина

В I квартале в Петербурге продано около 25 400 иномарок, оценили опрошенные «Ведомостями» четыре автодилера и один импортер. Это примерно на 40% меньше, чем за январь – март 2008 г. В целом по стране продажи иномарок упали на 47%.

Сильнее всего от кризиса пострадали продажи автомобилей ценой в $15 000–30 000, говорит заместитель директора департамента «Московский» автоцентра «Дакар» (дилер Hyundai) Алексей Шапилин. В этом сегменте, по его оценке, падение спроса составило до 50%. Более 60% этих машин продавалось в кредит, но с осени выдают существенно меньше кредитов, что сказалось на продажах, объясняет Шапилин.

В марте произошло небольшое оживление, продажи выросли на несколько процентов по сравнению с февралем, рассказывает Светлана Тараканова, руководитель отдела маркетинга УК «Мега-авто» (дилер Mitsubishi, Mazda, Hyundai, Land Rover). После того как в конце прошлого года иномарки подорожали на 5–10%, многие отказались от покупки автомобиля, а теперь решили потратить сбережения, опасаясь очередного скачка цен. В декабре Toyota, Lexus и Mitsubishi привязали цены к доллару, Mazda подорожала на 5–7%. В январе автомобили Hyundai стали дороже на 2–7%, а Ford – на 5%.

Ценовая политика конкурентов сыграла на руку Ford, продажи которого в Петербурге снизились всего на 20%, радуется директор по продажам «Аларм моторс» Михаил Шевельков. В России продажи марки упали на 28%, по данным АЕБ. По словам Шевелькова, местное производство самой популярной модели – Focus – позволяет контролировать издержки и экономить на импортной пошлине, которая с 1 января выросла с 25% до 30%.

С начала года желающих купить Toyota стало как минимум вдвое меньше, рассказывает руководитель одного из петербургских дилеров этой японской марки. Покупатели уходят к дилерам Ford, Chevrolet и Hyundai, считает он. В пресс-службе «Тойота мотор» отказались обсуждать ценовую политику компании.

Чтобы стимулировать продажи, в течение I квартала почти все автопроизводители продавали автомобили со скидками 10–15%, говорит Тараканова. Это инициатива импортеров и производителей, подтверждает представитель «Рольф-импорта» (импортер Mitsubishi) Кирилл Устинов. Без скидок продажи снизились бы на 60%, уверен сотрудник одного из петербургских дилеров этой марки. Снижение продаж подкосило дилеров, которые брали кредиты на строительство новых салонов, говорит совладелец «Хонда Пискаревский» Андрей Смецкий. Если бы не скидки, которые предоставил импортер, некоторые автоцентры можно было бы закрывать, считает он. Дилерская маржа осталась на докризисном уровне – 5–6% от стоимости машины, но из-за сокращения продаж прибыль дилера упала в два раза, оценивает Смецкий. Представитель Honda отказался от комментариев.

Ford уже объявил о повышении цен с 1 апреля еще на 5%, Peugeot – на 2–3%, есть такие планы и у Nissan. Вторая волна подорожания приведет к тому, что в июне – августе продажи бюджетных автомобилей могут снизиться до 80%, беспокоится руководитель одного из московских дилеров, работающих в Петербурге. Дна спада можно ожидать в июне, считает председатель совета директоров группы «Олимп» Евгений Войтенков. По итогам года в Петербурге будет продано на 50–60% машин меньше, чем в прошлом году, оценивает Войтенков. А замдиректора агентства «Автостат» Сергей Удалов полагает, что в Петербурге, где доходы населения выше средних по стране, падение продаж может остановиться на 40%.

Доходы населения сокращаются, у потенциальных покупателей все меньше возможностей взять кредит, ставка которого за полгода выросла с 12% до 20%, говорит гендиректор «Атлант-М Лахта» Евгений Пекарский. Зато в премиум-сегменте он прогнозирует оживление. В его автоцентре за I квартал продажи Cadillac, внедорожников Chevrolet и Hummer выросли в 4,5 раза по сравнению с I кварталом прошлого года.