Опять пробки

Дорогой фрахт стал причиной пробок в новороссийском порту – грузовладельцы пытаются отправить товар подешевле

В четверг на подъездах к новороссийскому порту (НМТП) скопилось 70 составов (более 3200 вагонов) с рудой, черными металлами, зерном, нефтью, пиломатериалами, сообщил представитель Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД). Это подтвердил первый заместитель гендиректора НМТП Дмитрий Болотов. В пробке оказались вагоны с продукцией предприятий «Металлоинвеста» – Михайловского ГОКа и Оскольского электрометаллургического комбината, а также НЛМК, зерновых компаний «МЗК-Юг», «МЗК-Кубань» и др., уточнил представитель СКЖД. Хуже всего ситуация с рудой и металлами, отмечает он.

НМТП попросил железную дорогу приостановить отгрузку руды, отмечает Болотов: запрет действовал с 5 по 10 июня, затем порт попросил продлить его до 15 июня. По его словам, проблему создали именно составы с рудой, преградившие путь вагонам с другой продукцией. В порт больше недели не приходили сухогрузы, рассказывает Болотов, это, в свою очередь, произошло из-за пересмотра фрахтовых ставок. Фрахт сильно дорожает и грузоотправители пытаются договориться о более выгодных условиях, объясняет источник, близкий к порту. Ставки поднялись в полтора раза, что повлекло пересмотр условий контрактов, подтверждает сотрудник одной из металлургических компаний, составы которой стоят в Новороссийске.

Первый сухогруз пришел лишь в четверг, продолжает Болотов, и он способен взять почти всю руду, застрявшую в пробке. На ликвидацию затора уйдет три-пять дней, надеется он. За выходные ситуация улучшилась, сказал представитель РЖД: вчера разгрузки ждали уже 55 составов.

Фрахт стал дорожать вслед за ростом экспорта (см. врез). Еще в декабре мировой индекс стоимости фрахта Baltic Dry Index опустился до 663 пунктов, напоминает гендиректор InfraNews Алексей Безбородов, к июню он превысил 4000 пунктов. Сейчас фрахт судна грузоподъемностью от 60 000 т стоит $30 000–50 000 в сутки, отмечает эксперт, в середине 2007 г. средняя цена приближалась к $120 000, а в декабре 2008 г. не превышала и $15 000.

Фрахт действительно стал дорожать, говорит сотрудник транспортной группы Fesco, но это касается судов на спотовом рынке. А ставки на флот, отданный в длительный чартер, заранее прописаны в договорах, утверждает он.

Опрошенные «Ведомостями» грузовладельцы затруднились оценить убытки от простоя, а к ситуации отнеслись спокойно. Проблемы на подступах к НМТП возникают из года в год, отмечает представитель НЛМК: летом – из-за ремонта железнодорожного полотна и роста пассажирских перевозок, зимой – из-за непогоды. Сказывается и нехватка судов, но ситуация не критическая, продолжает он. Представитель «Металлоинвеста» от комментариев отказался.