Викторина Бодо

На Зальцбургском фестивале прошла премьера спектакля «Алиса», поставленного по сказке Льюиса Кэрролла. Венгерский режиссер Виктор Бодо из тех, кому принадлежит завтра
Reuters

Актеры драмтеатра из австрийского Граца разыгрывают историю девочки. Поначалу Алиса производит впечатление довольно вредного, надо признать, персонажа. Но едва она попадает из реального мира в Страну чудес, сумма обрушивающегося на ее голову нового достигает критического предела. Все эти встречи с Гусеницей, Башмачником, персонажами чаепития в пять часов напоминают прогулку по симпатичному сумасшедшему дому. Даже акробаты готовы здесь поставить все вверх дном, и Алисе тоже предстоит кувыркание, приводящее к полной дезориентации. Страшнее прочего оказывается потеря собственного имени.

Хотя на сцене много поют (Виктору Бодо явно нравятся классические немецкие зингшпили), а небольшой оркестр играет вживую, не таясь от публики, иногда становится не на шутку страшно. Что за мир, в котором не осталось ничего стабильного, время то бежит, то стоит на месте (проекционные часы воплощают эту метафору буквально), а твоя идентичность подвергается сомнению сразу всеми окружающими?

Но испытывать страх – еще не значит ему подчиниться. Уж театр так театр – и актеры устраивают викторину среди зрителей на знание мировой литературы (звучащие по ее ходу имена Достоевского, Пелевина и Улицкой хорошо вписываются в общую ткань спектакля), победитель же получает полароидную фотографию с персонажами «Алисы». Вдруг посреди действия открывается дверь на улицу, в зал зазываются случайные прохожие – и те заходят как ни в чем не бывало! Не обошлось и без хулиганства. Мартовский Заяц мало того что знакомит публику с продуктами своей жизнедеятельности, так еще и начинает в какой-то момент приставать к Алисе (интересно, есть ли антоним слову «зоофилия»?). Алиса, к счастью, ничего не понимает, и дело оканчивается миром. Повзросление героини случилось, но по другим причинам.

«Алиса» – хороший ответ критикам нынешнего интенданта Зальцбурга Юргена Флимма. Режиссер Мартин Кушей, например, еще недавно отвечавший на фестивале за драматическую программу, публично печалился о том, что молодых здесь теперь не замечают. Но Виктору Бодо 31 год, куда уж моложе? При этом он ставит по всей Европе, вызывая изумление критики своей непредсказуемостью. Это какой-то праздник театрального мышления, фейерверк находок, напоминающий о нашем русско-украинском гении Андрее Жолдаке. Кроме того, Бодо работает не с этаблированными труппами, но с малоизвестными коллективами.

Между тем в программу молодых режиссеров в Зальцбурге попадают и спектакли театров первого десятка вроде гамбургского «Талия-театра». В этот раз «Талия» привезла инсценировку «Мир велик, и спасение возможно повсюду» по роману популярного в Германии болгарского писателя Ильи Троянова. «Большие имена» представлены в этом году режиссером Йосси Вилером, поставившим одноактовки Беккета и Хандке. При такой сбалансированной программе должны быть довольны, кажется, все. Но после ухода интенданта Жерара Мортье Зальцбург лихорадит. Какие бы яркие личности ни стояли у руля, какие бы хорошие постановки ни украшали афишу, всего оказывается мало. Бурчание вошло уже в привычку, реальность имеет мало значения. Чистое зазеркалье, существующее – как поют в финале спектакля по Кэрроллу – исключительно в твоей голове.