Белоруссия обещает наводнить Россию дешевыми иномарками

Таможенный союз может вернуть на российский авторынок дешевые подержанные иномарки, что буквально убьет его

Единый для участников Таможенного союза – России, Белоруссии и Казахстана – таможенный тариф должен вступить в силу 1 января 2010 г. Тариф унифицирует пошлины для всех юридических лиц, но не затрагивает пошлины для физических лиц – они должны быть унифицированы отдельным соглашением до 1 июля 2010 г. С этой же даты исчезнут таможенные границы между странами союза.

За январь – июнь граждане Белоруссии могут ввезти несколько сотен тысяч иномарок, чтобы после отмены границ переправить их в Россию, заявил в пятницу на конференции «Автомобильный бизнес» газеты «Ведомости» Алексей Терещенко, директор по стратегическому развитию «Атлант-М», одного из крупнейших дилеров России и Белоруссии. Дилеры в Белоруссии с нового года в невыгодных условиях: пошлина на новые автомобили для них повысится до уровня российской (30% стоимости автомобиля, но не менее 1,45 евро за 1 куб. см), сейчас она составляет 0,6–0,7 евро за 1 куб. см в зависимости от объема двигателя.

Для физических лиц пошлины в Белоруссии останутся в разы ниже, чем в России, и чем старше автомобиль, тем больше разница, продолжает Терещенко. Например, растаможка 5–7-летних автомобилей премиум-класса в Белоруссии в 10–12 раз выгоднее, чем в России. (Для автомобилей 5–7 лет с двигателем 2,5–3 л пошлина в России – 5,8 евро за 1 куб. см, а в Белоруссии – 0,6 евро.) Бизнес перегонщиков в Белоруссии широко распространен, знает он: из ввезенных в страну 200 000 машин в год на юридические лица приходится 40%.

«Через Белоруссию в Россию может попасть объем автомобилей, достаточный для того, чтобы сделать российских дилеров неконкурентоспособными не менее чем на год», – считает Терещенко: с новыми автомобилями российской сборки Toyota Camry и Volkswagen Passat (около 900 000 руб.) будут соперничать по цене 2–3-летние Audi A6, Mercedes E-класса из Белоруссии, которые в России на вторичном рынке стоят 1,6 млн руб. (см. инфографику). Любая иномарка средней ценовой категории возраста 3–6 лет из Белоруссии будет дешевле новых Lada, считает он.

Единственный способ избежать массового ввоза в Россию машин из Белоруссии – добиться на правительственном уровне одновременной унификации пошлин на автомобили для физических и юридических лиц, считает Терещенко.

Все соглашения о размере ставок должны быть разработаны до введения в действие Таможенного кодекса 1 июля 2010 г., говорит сотрудник Минэкономразвития. Таможенная граница России с Белоруссией и Казахстаном до этого времени сохраняется, а значит, ввезти и зарегистрировать белорусскую машину без уплаты пошлины на российской границе в первом полугодии будет невозможно, поэтому никакого замещения отечественных автомобилей подержанными белорусскими иномарками не произойдет, подчеркивает чиновник.

Пресс-секретарь премьер-министра Белоруссии Александр Тимошенко привел слова председателя Государственного таможенного комитета Александра Шпилевского: пошлины для физлиц в Таможенном союзе будут согласованы до 1 июля 2010 г. отдельным соглашением, но это не означает, что тарифы будут обязательно повышены, а не понижены.

«Мы ввезем в первом полугодии в Белоруссию автомобилей с запасом, как только появится информация о повышении в стране таможенных пошлин для физлиц, а потом продадим их либо в Белоруссии, где цены поднимутся вслед за пошлинами, либо, что еще выгоднее, в России», – сказал директор одной из белорусских компаний, занимающихся перегонкой автомобилей и проводящей их таможенное оформление на физических лиц. По словам собеседника «Ведомостей», сейчас пошлина на ввоз в Россию машины от трех до пяти лет с двигателем 2 л и ценой 10 000 евро составит 5400 евро, а в Белоруссии – 800 евро.

Российские дилеры эту проблему не обсуждали, говорит Олег Мосеев, финдиректор «Автоспеццентра»: «Если у нас будет соглашение о Таможенном союзе, то наверняка российское правительство не допустит ввоза дешевых машин из Белоруссии».

Руководитель портала autodiler.ru Олег Дацкив считает угрозу наплыва в Россию дешевых иномарок из Белоруссии очень серьезной. Это станет настоящей бедой для дилеров сразу во всех сегментах: «АвтоВАЗ» просто встанет, будет уничтожен рынок подержанных автомобилей, придет конец официальным дилерам и импортерам. Сейчас в России пошлины на ввоз подержанных автомобилей – 60–80% от их стоимости, поэтому импорт минимален, заключает Дацкив.

По данным Федеральной таможенной службы, с января по октябрь в Россию ввезено 11 500 автомобилей в возрасте до пяти лет и 1000 машин старше пяти лет, что в 27 и 5,4 раза ниже, чем в 2008 г.