Труба не вынесет двоих

Запуск нефтепровода ВСТО может дорого стоить компании Alliance: ей придется использовать более длинный и затратный маршрут поставки нефти на Хабаровский НПЗ, опасаются эксперты

В этом году Alliance Oil может потерять до $35 млн из-за запуска нефтепровода ВСТО, сообщил вчера «Ренессанс капитал», ссылаясь на данные издания «Аргус нефтетранспорт». Это почти 10% прошлогодней прибыли компании.

Alliance Oil

нефтяная компания. основные акционеры – группа «Альянс» (44%), BNP Paribas (3,6%), Six Sis (3,3%), Repsol Exploracion (3,2%). Капитализация – $2,9 млрд (Стокгольм, данные Bloomberg). выручка (МСФО, 2009 г.) – $1,73 млрд. прибыль – $345 млн.

По данным «Аргус нефтетранспорта», после запуска ВСТО поставщикам нефти на восточные НПЗ приходится использовать более длинный маршрут, пишет «Ренессанс». Раньше сырье шло сразу на юго-восток (по нефтепроводу Александровское – Анжеро-Судженск). А теперь тот же маршрут примерно вдвое длиннее – сначала на запад (Александровское – Нижневартовск – Тюмень), а потом обратно на восток через Омск к тому же Анжеро-Судженску. И все дело в том, что по короткой трассе теперь идет экспортная нефть с Ванкорского месторождения «Роснефти» (подробнее см. www.vedomosti.ru).

При более длинном маршруте доставка сырья на хабаровский завод еще в марте обходилась Alliance Oil дороже примерно на 490 руб./т, чем по более короткой трассе, говорит директор по развитию Argus Media Михаил Перфилов. Но компания уже старается найти выход из положения и оптимизировать закупки, чтобы сократить транспортное плечо, отмечает он. И сейчас, по оценке Argus, разница в цене прокачки для Alliance Oil снизилась уже примерно до 300 руб./т.

Сама Alliance тоже бить тревогу не спешит. Сейчас поставки идут в основном из Сургута, но удлинение маршрута с февраля 2010 г. коснулось не более 10–20% объемов сургутского сырья, говорит руководитель пресс-службы Alliance Андрей Румянцев: оставшаяся нефть, как и прежде, идет через участок Александровское – Анжеро-Судженск (всего на Хабаровский НПЗ поставляется около 270 000 т сырья в месяц, уточнил он). Кроме того, в случае необходимости у компании есть возможность поставлять на Хабаровский НПЗ сырье из Самары и Тюмени (это собственная нефть и сырье других производителей по своповым сделкам), добавляет Румянцев: и для этих объемов маршрут через Омск будет оптимальным. Оценивать потенциальный ущерб Румянцев отказался. А представитель «Транснефти» общаться с «Ведомостями» не захотел.