LCV выезжают из ямы

Европейский рынок легкого коммерческого транспорта в 2009 г. достиг дна и медленно идет на подъем. Лидеры прежние: PSA Peugeot Citroen, Renault, Volkswagen и Ford

По оценкам исследовательской компании Datamonitor, в 2009 г. европейский рынок легких коммерческих автомобилей (массой до 3,5 т) в денежном выражении сократился на 30,2% до $31 млрд. В физическом выражении рынок в 2009 г. уменьшился до 1,4 млн штук (-32,8%) – падение оказалась даже глубже, чем в 2008 г. (-10,5%). В сегменте легкого коммерческого транспорта доминируют LCV (98,6% выручки), остальное – микроавтобусы (LBC). Datamonitor оценивает продажи в 16 крупнейших странах Европы, включая Россию и Украину, но без учета Турции.

Старая и новая Европа в разной степени испытали спад. По статистике Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA), в 2009 г. падение западноевропейского рынка составило 27,9%, восточноевропейского – 49,7%. По отдельным странам наилучшие (хоть и отрицательные) годовые показатели были у Франции (-18,8%), Италии (-21,5%), Германии (-24,1%), Испании (-35,7%) и Великобритании (-35,8%). Испания в ноябре и декабре, а Франция в декабре впервые показали положительную динамику. Все эти страны в 2009 г. ввели или возобновили программы утилизации старых автомобилей, относящиеся не только к легковым автомобилям, но и к легким грузовикам.

Сильнее всех в 2009 г. упали рынки Чехии (-67,6%) и Латвии (-77,7%). В России, по данным АЕБ, рынок коммерческого транспорта в 2009 г. (автомобили массой от 2,8 т до 6 т) упал на 44% (см. статью на стр. 13). Из восточноевропейских стран неожиданный взлет в декабре (+42,3%) был зарегистрирован в Румынии.

Исследователи сходятся в том, что в 2009 г. рынок достиг дна, но расходятся в прогнозах относительно темпов выхода из рецессии. Так, Standard & Poor’s прогнозирует процентный рост рынка в 2010 г. на «маленькую или среднюю однозначную цифру», тогда как Datamonitor предполагает, что темпы роста в 2010 г. будут выражаться двузначной цифрой, а потом могут замедлиться. К 2014 г., по прогнозу Datamonitor, рынок должен вырасти в денежном выражении на 50,2% до годового уровня $46,6 млрд, а в физическом выражении – до 2,1 млн штук (49% роста). То есть рекордный показатель 2007 г. (объем рынка – $49,7 млрд, производство – 2,3 млн штук) превышен в ближайшем будущем так и не будет.

За первые два месяца 2010 г., согласно ACEA, европейский рынок в целом упал по сравнению с январем – февралем 2009 г. на 1,9%, но при этом число стран с положительной динамикой продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года резко выросло: Ирландия (+42,5%), Италия (+23,9%), Швеция (+21,6%), Португалия (+19,1%), Испания (+10,5%), Великобритания (+8,8%), Греция (+6,6%), Франция (+3,2%), Люксембург (2,1%) и Германия (0,5%). Россия в середине списка: продажи в I квартале выросли на 6% (данные АЕБ).

Зеркало малого бизнеса

По степени распространенности легкого коммерческого транспорта можно оценивать уровень развития малого и среднего бизнеса в европейских странах (принимая во внимание численность их населения), ведь традиционно именно малые предприятия являются основными потребителями LCV. На Францию, по оценке Datamonitor, в 2009 г. пришлось 28,1% продаж легких коммерческих автомобилей в Европе, затем следуют Германия (14,3%), Италия (13,5%), Великобритания (12,7%), Испания (7,6%).

Французские же автопроизводители удерживают лидерство в этом сегменте рынка. По данным Datamonitor, в 2009 г. PSA Peugeot Citroen занимала 22,9%, Renault – 14,7%. Преследователи: Volkswagen Commercial Vehicles – 12,5%, Ford – 10,9%, Iveco – 5,2%.

Лидер рынка – PSA выпускает следующие модели LCV: под брендом Peugeot – Partner, Bipper и Expert, под брендом Citroen – Berlingo, Nemo, Jumper и Jumpy (перечислены в порядке популярности на европейском рынке). Крупнейшим национальным рынком сбыта легких коммерческих автомобилей для PSA стала Франция (27,7% всех продаж в Европе). С 1978 г. действует компания Sevel – совместное предприятие Peugeot и Fiat по сборке LCV (в дальнейшем охватившее и сектор мультифункциональных транспортных средств – MPV). С 1994 г. машины сходят с конвейеров двух заводов – Sevelsud (Валь-ди-Сангро, Италия) и Sevelnord (Лье-Сан-Аман, Франция).

Renault оценивает свою долю на западноевропейском рынке LCV в 15,4%, из которых 0,8%, по ее данным, завоевано недавно запущенным легким грузовиком Dacia.

Расклад сил на европейском рынке изменится в результате заключения альянса Renault – Nissan – Daimler. Уже объявлено о выводе альянсом на рынок начиная с 2012 г. новой линейки совместно разработанных LCV. К сожалению, статистика Nissan несопоставима с данными других производителей: японская компания традиционно причисляет к легким грузовикам и те, которые в Европе считают средними, финансовый год компании не совпадает с календарным. Подразделение Nissan, занимающееся LCV, до кризиса ставило цель стать мировым лидером сектора к 2010 г.

Аналитики Datamonitor оценивают как слабую вероятность появления на европейском рынке LCV новых игроков. Причины – необходимость больших первоначальных вложений в производство и сбытовую сеть, требования соответствия продукции высоким экологическим стандартам ЕС, необходимость противостоять сильным брендам действующих игроков, не говоря уже о неблагоприятном общем экономическом климате. Как умеренную Datamonitor оценивает угрозу миграции потребителей в сторону подержанных LCV с целью сокращения производственных расходов в период рецессии, особенно в развивающихся экономиках.

Зеленые LCV

Серьезное влияние на рынок легких коммерческих автомобилей оказывает постоянное ужесточение в Западной Европе экологических стандартов, регулирующих содержание вредных веществ в выхлопных газах. Не соответствующие стандартам автомобили не могут продаваться в ЕС, что становится барьером для потенциальных новых участников рынка. Так, стандарт «Eвро-5», действующий с сентября 2009 г. для новых легковых автомобилей, распространится на все LCV к 2011 г. К сентябрю 2015 г. все новые LCV должны будут соответствовать еще более жесткому стандарту «Eвро-6».

Согласно прогнозу Frost & Sullivan, сектор грузовых машин является очень перспективным с точки зрения использования электрических двигателей и к 2015 г. 4% грузовиков, продаваемых в США и Европе, будут электромобилями (при этом 70% электромобилей мира будут автобусами и грузовиками, в том числе легкими). Переход на электродвигатели начнется именно с LCV (ввиду меньших требований к аккумуляторным батареям по сравнению с грузовиками большего тоннажа). Предполагается, что наибольший интерес к грузовикам с электрическим двигателем проявят компании, занимающиеся доставкой товаров на небольшие расстояния.

Автопроизводители-лидеры готовятся вывести на рынок электрические и гибридные версии своих LCV.

В линейке электромобилей Renault появился легкий коммерческий грузовик Renault Kangoo Express Z.E. (продажи должны начаться в первом полугодии 2011 г., заказы принимаются с 15 апреля 2010 г.), ни объемом грузового отсека, ни грузоподъемностью не отличающийся от Kangoo Express с двигателем внутреннего сгорания. Автомобиль был впервые показан в качестве концепта на Франкфуртском автосалоне 2009 г.

В Ирландии правительство и ведущая энергетическая компания страны ESB будут субсидировать продаваемые в стране Kangoo Express Z.E. (и легковой электромобиль Nissan Leaf; совместные продажи двух моделей автомобилей в 2011 г. запланированы в размере 2000 штук).

В планах альянса Renault – Nissan – Daimler 200 млн евро ежегодных вложений в исследование и развитие в секторе электромобилей.

В декабре 2009 г. французская почтовая служба выбрала победителя тендера на поставку 250 электромобилей (первоначально тендер был объявлен на 500 машин, но затем размеры заказа снизились). Тендер выиграла модель Citroen Berlingo First с силовым агрегатом производства компании Venturi. В ходе предварительных испытаний электрический силовой агрегат устанавливался также на Peugeot Partner Origin.

Компания Iveco выпускает легкий грузовик EcoDaily в том числе и в модификации с электрическим силовым агрегатом. В прошлом году прошли испытания этой модели в Бразилии.

На 2009 г. был запланирован вывод на рынок легкого коммерческого грузовика на электротяге производства компании LDV под брендом Maxus (компания ранее принадлежала группе ГАЗ). Запуск не состоялся в связи с глобальным финансовым кризисом и банкротством компании LDV. Возможно, после возобновления выпуска автомобилей Maxus ее новым владельцем – китайской компанией Eco Concept – возродятся и планы относительно легкого грузового электромобиля.