Гульнара Хасьянова: “Решается вопрос не «как на этом можно заработать», а «кто останется на рынке»”

В России основные доходы сотовым операторам обеспечивает мобильная голосовая связь, и сейчас вопрос стоит не «как на этом можно заработать», а «кто останется на рынке», считает Гульнара Хасьянова
Д. Гришкин

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).

Ситуация усугублялась тем, что у компании долго было два акционера, владевших по 50% (АФК «Система» и Russian Telecommunications Development Holding. – «Ведомости»), и, следовательно, определенные проблемы с утверждением стратегии развития, а что касается последнего периода – более года мы находились в переходном состоянии (100% «Скай линка» АФК «Система» должна отдать «Связьинвесту» в обмен на 23,3% акций ОАО «МГТС». – «Ведомости») и жили в рамках жестких ограничений по привлечению внешнего финансирования.

Там узнала про университет связи. Поступила. Окончила. По распределению попала на московскую междугородку – теперь филиал «Ростелекома» в Москве – специалистом по маркетингу. За несколько лет в «Ростелекоме» доработалась до заместителя гендиректора по коммерческой деятельности. Потом, после рождения ребенка, ушла на аналогичную должность в более мелкую компанию МТТ, после этого получила приглашение поработать генеральным директором «Скай линка».

1992

специалист по маркетингу «Междугородный и международный телефон», ушла из компании в 2001 г. с поста начальника отдела развития

2001

начальник отдела маркетинга «Ростелекома», впоследствии – коммерческий директор

2005

заместитель гендиректора по коммерческой деятельности «Межрегионального транзит телекома»

2007

назначена генеральным директором компании «Скай линк»

Менеджеры - физруки

Гульнара Хасьянова рассказывает, что предпочитает зимние виды спорта: «Занималась раньше фигурным катанием, потом освоила сноуборд. Летом научилась делать сальто на батуте и пыталась уговорить на это топ-менеджеров – пока не получается. Но на сноуборд зимой, надеюсь, мы все-таки вместе встанем». Cбербанк Президент банка Герман Греф пропагандирует среди сотрудников здоровый образ жизни и, как рассказывают его подчиненные, не любит полных сотрудников. Ходит легенда, что Греф заставил одного из своих замов сбросить лишний вес, предписав ему регулярно кататься на велосипеде. В Сбербанке регулярно проводятся так называемые сбербанкиады, в которых участвуют представители всех региональных подразделений. Фирменный вид спорта – бег в инкассаторских мешках. В распоряжении сотрудников спортивные залы, один из них находится прямо в центральном офисе Сбербанка на ул. Вавилова. ФК «Уралсиб» В корпорации Николая Цветкова также регулярно проводятся спортивные мероприятия, при этом сотрудники могут бесплатно один раз в неделю заниматься волейболом, футболом, баскетболом, посещать бассейн и тренажерные залы. Во всех филиалах компании с 2007 г. проводится неделя физической активности, во время которой сотрудникам рекомендуется не пользоваться лифтом, а ходить по лестнице, в офисах проводятся занятия гимнастикой. Также в «Уралсибе» проходят акции «Здоровый вес!», «Брось курить и победи!». Победители этих состязаний, по словам представителя компании, получают солидные денежные призы. Leta Group Президент группы Александр Чачава любит играть в футбол. «Не могу говорить, выхожу на поле», – зачастую слышат журналисты, звоня ему на мобильный. Чачава любит устраивать добровольно-принудительные спортивные мероприятия для сотрудников. Например, летом этого года Чачава собрал топ-менеджеров, входящих в группу IT-компаний, и отправил в парусную регату по маршруту Греция – Турция. Как говорит представитель группы, многим мероприятие далось нелегко: кто-то всю регату промучился морской болезнью, кто-то покалечился снастями. До Турции, впрочем, все добрались живыми.

ЗАО «Скай линк»

оператор мобильной связи и беспроводного широкополосного доступа в интернет. Компания не раскрывает финансовые показатели. В одной из презентаций компании, датированной 2009 г., фигурирует выручка по US GAAP за 2008 г. – 8,3 млрд руб. акционеры: афк «система» через «система-венчур» (50%), остальные 50% – у 100%-ной «дочки» «Скай линка» – компании «МС директ». Создано в 2003 г. в результате слияния сотовых активов холдинга RTDC и АФК «Система». Обслуживает 1,3 млн абонентов в 36 регионах России

Компания «Скай линк» – один из самых маленьких и самых закрытых российских сотовых операторов: она не раскрывает финансовую отчетность и скрывает размер своего долга, который, как полагают участники рынка, весьма велик. Несмотря на это, бизнес «Скай линка» привлек внимание государства – решение о его включении в «Ростелеком», к которому после реструктуризации в 2011 г. будут присоединены активы холдинга «Связьинвест», уже принято. У Гульнары Хасьяновой есть свое мнение о целесообразности подобного объединения. «На сегодняшний день по сравнению со «Связьинвестом» мы маленькая компания. Как показывает опыт M&A, маленькая компания при присоединении к большой может легко утонуть в большом бизнесе, потеряв свою ценность», – говорит она. По ее мнению, в части закупок, строительства сетей, размещения оборудования на технических площадках «Ростелекома» и предприятий «Связьинвеста» было бы логично интегрироваться. «Но большой бизнес фиксированной телефонной связи крайне стабилен и депрессивен, а маленький рынок мобильной передачи данных быстро и бурно растет, являясь драйвером отрасли. На мой взгляд, было бы логично оставить «Скай линк» действующей боевой единицей на период активного роста этого рынка», – заявила Хасьянова «Ведомостям».

– В 2003 г. при создании «Скай линка» планировалось, что к 2010 г. у него будет более 9 млн абонентов. А на данный момент – всего около 1,1 млн подписчиков. Что же пошло не так?

– Целевые показатели планировались под двухдиапазонную сеть 450/2100, но разрешение работать в диапазоне 2,1 ГГц мы получили только в этом году. Это был очень сложный стартап – компания сразу же собиралась построить сети во многих субъектах Федерации, для того чтобы подключить и обслуживать миллионы абонентов 3G. Однако объем инвестиций в развитие бизнеса был недостаточен, и мы получили типичный российский недострой. Сети во многих регионах просто не имели необходимой инфраструктуры, чтобы генерировать выручку.

Поэтому первое, что мне пришлось сделать, – перераспределить ресурсы в пользу сильных регионов. Для этого недостроенные сети были частично свернуты. Оборудование было демонтировано и переброшено в регионы с высоким уровнем спроса, способные собирать выручку, хотя покрытие сетей у них также было недостаточное.

Ничего удивительного, что вместо заявленных первоначально KPI по абонентской базе мы реально вышли на другие цифры, так как сам проект в течение этого времени был многократно секвестирован и трансформирован.

К тому же, если посмотреть на ситуацию с развитием сетей 3G в целом по стране, то на данный момент вы не увидите ни одного более успешного кейса, чем наш. По итогам прошлого года у нас самый высокий показатель ARPU в отрасли (в два раза выше, чем у операторов «большой тройки»), наша сеть 3G – лучшая по покрытию, и в ней сгенерировано больше трафика 3G, чем в сумме у всех остальных операторов.

– «Скай линк», как казалось со стороны, всегда мучился проблемой самоидентификации, не мог понять: то ли он полноценный оператор мобильной связи, то ли провайдер беспроводного широкополосного доступа. Так что же для вас «Скай линк»?

– В первые годы, не имея еще достаточной инфраструктуры для услуг 3G, «Скай линк» быстро нашел свою нишу на рынке и стал развиваться как оператор безлимитной голосовой связи.

В дальнейшем с вводом принципа calling party pays (CPP) в 2006 г. голосовая модель стала менее доходной, но компания за это время построила сеть передачи данных и стала перестраиваться на новый сегмент. И это обеспечило нам успех на определенном этапе развития – в 2007 г. у «Скай линка» было оптимальное предложение в неголосовом сегменте. Мы репозиционировали бренд, сделали акцент на развитие компании как провайдера мобильного ШПД и стали за два года единственной сотовой компанией в мире, у которой выручка от этой услуги превышает 50%.

Чтобы не скатиться окончательно в ШПД и не потерять устойчивость бизнеса, в 2008 г. мы выработали новую стратегию, построенную на балансе голоса и мобильной передачи данных, которая уже дала свои результаты и на этапе трехлетнего развития должна стать определяющей.

Развитие бизнеса – это живой процесс, требующий хорошей реакции и большой гибкости, и «Скай линк», как я считаю, – живая иллюстрация этой гибкости, которая использует все возможности для роста в ответ на изменения рынка.

– Каков сейчас, если не секрет, размер задолженности «Скай линка»?

– Слухи и ажиотаж вокруг якобы огромных долгов «Скай линка» возникают от непонимания структуры наших обязательств. Проблема состоит в том, что все акционерные инвестиции в проект были оформлены в виде долговых обязательств, так как акционеры долго не могли определиться со стратегией компании и изначально финансировали ее краткосрочными кредитными инструментами. Это существенно ограничивало возможности по привлечению внешних источников средств для развития, так как баланс компании отпугивал инвесторов, зашкаливая за все возможные параметры, которые изучают в MBA. Но за три года компания с этим справилась, мы реструктурировали свои долговые обязательства, имеем сейчас разумный портфель долгов, которые не создают чрезмерной нагрузки на бизнес, являются в большинстве своем долгосрочными и не препятствуют привлечению внешних инвестиций.

Дальнейшая политика компании по управлению долгом будет определяться задачами, поставленными акционерами.

– Вас в скором будущем ждет растворение в «Связьинвесте», точнее, «Ростелекоме», к которому будут присоединены активы холдинга. Чего вы ждете от этого? Каков может быть синергетический эффект от объединения с сотовыми активами нынешнего «Связьинвеста»?

– У «Ростелекома» и предприятий «Связьинвеста» уже идет объединение, и «Скай линк» в реорганизации «Ростелекома» на данном этапе не участвует, так как этот процесс стартовал без нас. Дальнейшая стратегия развития будет определяться в обновленном «Ростелекоме» и может быть реализована в зависимости от поставленных задач и амбиций.

Как показывает опыт M&A, маленькая компания при присоединении к большой может легко утонуть в большом бизнесе, потеряв всю свою ценность. На сегодняшний день по сравнению со «Связьинвестом» мы маленькая компания. Но большой бизнес фиксированной телефонной связи крайне стабилен и депрессивен, а маленький рынок мобильной передачи данных быстро и бурно растет, являясь драйвером отрасли. На мой взгляд, было бы логично оставить «Скай линк» действующей боевой единицей на период активного роста этого рынка, чтобы максимально использовать имеющийся опыт в интересах группы.

Безусловно, в части закупок, строительства сетей, размещения оборудования на технических площадках «Ростелекома» и предприятий «Связьинвеста» было бы логично интегрироваться, чтобы получить быстрый и ощутимый синергетический эффект. И настолько же логично взаимодействие с абонентами, маркетинг и продажи оставить в компетенции «Скай линка» – как фронт-офис и инфраструктуру оператора, обеспечивающего рост на новом динамичном рынке.

– Недавно вы получили частоты в диапазоне 2,1 ГГц в Москве. Для чего вам этот диапазон?

– Полоса частот, которая выделена оператору «Скай линк» в диапазоне 450 МГц, составляет менее 5 МГц, в то время как любой GSM-конкурент имеет 25 МГц в 2G плюс еще полосу в 15 МГц в 3G. То есть наши конкуренты на рынке имеют на порядок больше частот – 40 МГц – и конкурировать с ними на равных, не имея сопоставимого частотного ресурса, очень сложно.

У частоты 450 МГц есть важный плюс, так как требуется тем меньше базовых станций, чем ниже диапазон. И это идеально для покрытия больших расстояний. Но это преимущество нивелируется в городе, где плотная застройка и много абонентов, – частот просто физически не хватает. Мы еще два года назад уперлись в потолок в Москве, Петербурге и других крупных городах, где не хватает частот для развития сети, а первые документы для получения 2,1 ГГц были поданы еще в 2005 г., так как это было понятно заранее и предусмотрено технической стратегией. Два года шли испытания в тестовых сетях в Москве и Петербурге.

Все результаты были готовы в 2007 г., но решение о присвоении частот регулятор принял только в 2010 г. Соответственно, мы только сейчас получили техническую возможность для массового набора абонентов в мегаполисах.

– В каких регионах, кроме Москвы, вы еще планируете получить 2,1 ГГц?

– Во всех регионах присутствия – таково решение Госкомиссии по радиочастотам. По результатам исследований отраслевых НИИ диапазон 2,1 ГГц был рекомендован для расширения частотного ресурса всех операторов, которые работают в 450 МГц.

– Сейчас у «Скай линка» есть частоты в диапазоне 450 МГц, 1800 МГц, 2,1 ГГц. Как вы будете все это совмещать?

– Сейчас не стоит задачи это все совместить. Но, поскольку диапазон 450 и 2,1 выдан нам в одной технологии – CDMA-2000, есть техническая возможность развития двухдиапазонной сети. Это общемировая практика, согласно которой низкий диапазон частот используется для покрытия, высокий – для емкости сети. Абонент при этом имеет возможность пользоваться связью на обеих частотах – это вопрос терминального оборудования.

– А оборудование с подобными характеристиками есть?

– Теперь это только вопрос времени, так как уже есть чипсеты, позволяющие объединить в одном модеме не только 450 МГц и 2,1 ГГц, но и 800 МГц, а также технологии CDMA Rev. B и HSPA. Используя такие чипсеты, которые были анонсированы достаточно давно, но станут коммерчески доступными только в этом году, мы сможем в короткое время вывести на рынок устройства, обеспечивающие работу модема в любых сетях.

В частности, в трехмесячный срок готовы вывести на рынок устройства, поддерживающие 450 МГц и 2,1 ГГц, – уже есть два поставщика, которые сделали соответствующие предложения, Anydata и Olive.

– «Скай линк» – старейший в России оператор беспроводного ШПД. Насколько сильно вы ощущаете давление на рынок новых игроков: операторов мобильного WiMax, таких как Yota, и сотовых операторов «большой тройки», продвигающих UMTS?

– В России основные доходы операторам обеспечивает мобильная голосовая связь. В 2009 г. рынок мобильного голоса составил около 640 млрд руб., по сравнению с ним все остальные сегменты связи на порядок меньше: рынок мобильной передачи данных – 41,6 млрд руб., рынок фиксированного ШПД – около 60 млрд руб. Поэтому если оператор мобильной голосовой связи играет на каком-либо другом рынке, то он и определяет этот рынок, так как может себе позволить кросссубсидировать услуги, завоевывая новый сегмент, за счет своих доходов в голосе. Это относится ко всем и делает операторов, имеющих большую долю в сотовом голосе, практически непотопляемыми.

Сейчас решается вопрос не «как на этом можно заработать», а «кто останется на рынке».

Рынок мобильного интернета растет хорошо – на 50% в год – и уже в этом году достигнет объема рынка фиксированного ШПД, а дальше начнет его стремительно обгонять. Но толку как потребителям, так и операторам от этого никакого, так как рынок мобильного 3G пока что показывает несостоятельность бизнес-моделей российских операторов в 3G. Смотрим экономику: операторы «большой тройки» говорят, что весь свой CAPEX вкладывают в третье поколение: за два года, исходя из их собственных заявлений, вложено не меньше $10 млрд. А общий объем рынка, включая «Скай линк», который дает почти половину объема трафика, – всего $1,5 млрд. Если вложено $10 млрд, а заработать предстоит $1,5 млрд на всех – экономика явно неудовлетворительная.

Проблемы связаны с тем, что UMTS в России операторы пытаются развивать на частоте 2,1 ГГц. В Европе, в небольших странах это нормальное технологическое решение, так как требуется обеспечить покрытие и мобильность на небольшой густонаселенной территории. А в громадной России, чтобы обеспечить покрытие на этих частотах, требуется поставить огромное количество базовых станций, и на возврат инвестиций уйдут десятилетия. Поэтому при практически стопроцентном покрытии всех населенных пунктов сетями 2G, построенными на частотах 900 и 1800 МГц, проникновение сетей 3G, которые строятся на частоте 2,1 ГГц, за два года бурного строительства составляет всего несколько процентов, и «Скай линк» является лидером по количеству населенных пунктов, покрытых в России сетями третьего поколения. При том что количество базовых станций в сети у нас всего 1600 (у других операторов это десятки тысяч).

У мобильного интернета есть две важнейшие составляющие. Первая – зона покрытия, чтобы вы могли воспользоваться услугой везде, в том числе и в движении. Вторая – роуминг, чтобы вы оставались на связи, выезжая из региона, где действует домашняя сеть, или за границу. Если одно из этих условий не соблюдается, 3G из мобильного сервиса превращается в беспроводной. Фактически, не обеспечивая покрытия и роуминга, российские 3G-операторы конкурируют с операторами фиксированной связи.

Минкомсвязи озвучило такую цифру: в среднем по России ARPU от фиксированного ШПД составляет около 500 руб. в месяц. А тарифы на ШПД у мобильных операторов в некоторых регионах составляют сегодня 199–299 руб., т. е. существенно меньше. Дело в том, что с точки зрения объемов передаваемого трафика мобильный ШПД никогда не сравнится с фиксированным, и мобильным операторам остается только снижать тарифы, чтобы абонент купил ради демпинговых цен мобильный модем.

Жесткая ценовая конкуренция со стороны сотового ШПД, которую ощутят в следующем году фиксированные операторы, может привести в конечном итоге к тому, что на этом рынке [фиксированного ШПД] останутся только те операторы, которые являются серьезными игроками в голосе, как бы ни парадоксально это звучало на фоне мировых тенденций ухода трафика из сетей 2G в 3G.

– «Скай линк» считается самым дорогим оператором мобильного ШПД. Насколько верно это представление и собираетесь ли вы менять тарифную политику?

– Зависит от конкурентной ситуации в регионе. В Москве и области, где «Скай линк» единственный имеет реальное покрытие 3G, наше предложение не самое дешевое, но при этом оно лучшее по соотношению цена/качество. Существенно опережая операторов UMTS по покрытию и обеспечивая мобильность, мы можем себе позволить не демпинговать по крайней мере там, где имеем явное преимущество по качеству услуги. И мы не хотим терять бизнес-абонентов, забивая сети дешевым трафиком.

Сейчас в России, как и некоторое время назад на Западе, модно говорить о конвергенции услуг мобильной и фиксированной связи. С точки зрения бизнеса, как показывает западный опыт, если мобильный интернет стоит дешевле $0,01 за мегабайт, это субсидируемая услуга. Мобильный интернет должен по определению быть дороже фиксированного, но, к сожалению, наши крупные игроки приняли модель, при которой они стали конкурировать с фиксированной связью. Мы не считаем правильным и не стремимся конкурировать с фиксированной связью. Но цены падают вниз, и мы вынуждены следовать за рынком – за последний год цена мегабайта в нашей сети упала в два раза. В отличие от цены минуты, которая остается относительно стабильной.

Для устойчивости бизнеса оператор в любом случае должен иметь голос в качестве опорной услуги. Именно поэтому, продвигая в течение трех лет мобильный интернет, мы модернизировали свою сеть c учетом равного приоритета голоса и данных и с учетом того, что основную часть доходов операторы получают от голоса.

Тот, кого нет в «голосе», не имеет будущего на рынке мобильной связи.

– Как сейчас развивается ваш GSM-проект? Как вам удалось договориться с государством о сохранении лицензий и частот, которые некоторое время назад намеревался изъять Роскомнадзор?

– Сейчас мы исполняем мировое соглашение с Роскомнадзором по срокам сдачи GSM-сетей и количеству введенных базовых станций. Часть ресурсов сети построим сами, часть будем вынуждены взять в аренду у других игроков рынка, используя в рамках закона сторонние инфраструктурные ресурсы.

Если строить GSM так, как строили операторы 10 лет назад, проект будет иметь очень большой срок окупаемости. А ресурсы у нас ограничены, поэтому стараемся защитить имеющиеся частоты и лицензии при минимуме затрат. Понимая, что разворачивание сетей второго поколения в регионах сейчас ничего не даст, мы еще в прошлом году обращались к регулятору с просьбой разрешить использование имеющихся частот для разворачивания сетей четвертого поколения.

Мы готовы развернуть опытную зону, чтобы испытать оборудование и услуги 4G, как только такое разрешение будет получено.

– Недавно вы совместно с консорциумом операторов CDMA-450 подписали обращение в Международный союз электросвязи с просьбой признать LTE в диапазоне 450 МГц международным стандартом. Зачем вы это сделали? Как вы намерены развивать бизнес в случае удовлетворения вашей просьбы?

– LTE – эволюционный путь, возможный для различного диапазона частот, а CDMA – наиболее близкая к LTE технология. Соответственно, мы рассматриваем все свои возможности для перехода в LTE, в том числе диапазон 450 МГц, который при прочих равных дает значительную экономию в цене покрытия, что в условиях России было бы идеальным решением.

Кстати, на прошлой неделе обращение подписали операторы еще четырех стран – Швеции, Дании, Португалии и Норвегии, которые также считают эту инициативу разумной и перспективной.

– В прошлом году в России началась выдача лицензий виртуальным операторам сотовой связи, некоторые из них заявляли о планах сотрудничества со «Скай линком». Почему, на ваш взгляд, пока что ни в одной из этих компаний ничего не получилось?

– Проблемы регулирования. Сама идея MVNO очень правильная и открывает возможность синергии межотраслевых бизнесов. Но MVNO законодательно было сделано так, что идея в итоге утратила свою сущность и смысл.

Идея была выпустить на рынок новых игроков, чтобы они, не имея сотовой инфраструктуры, могли оказывать услуги мобильной связи, пользуясь своим брендом. Но де-факто лицензии MVNO обязывают вас купить свой коммутатор, «прописать» его в сети общего пользования, подписать со всеми окружающими игроками договоры о присоединении, получить нумерацию, которую, кстати, Россвязь до сих пор не выдает виртуальным операторам, и т. д. Между тем по своей сути MVNO вообще не должен заниматься связистскими вопросами, его дело – маркетинг. В итоге хорошая идея так и не реализовалась в своем настоящем виде.

– Есть ли у «Скай линка» планы географического расширения бизнеса?

– Конечно, сейчас мы достраиваем сети в нескольких регионах России. Скоро, к примеру, «Скай линк» появится на Камчатке. Но основную экспансию и запуск на всей лицензионной территории планируем на следующий год, так как бюджет этого года не содержал финансирования региональной экспансии.

– За пределы России вы пока не планируете выходить?

– Периодически мы получаем предложения от зарубежных игроков рынка по различным формам взаимодействия вплоть до покупки компаний или, например, обмена активов CDMA-450 на наши активы GSM-1800. Мы готовы рассмотреть любые варианты, провести соответствующую экспертизу и сформировать бизнес-план, но принимать решение будут акционеры.

– Сейчас операторы и сотовые ритейлеры ищут новые форматы продаж? Ищет ли их «Скай линк»?

– Крупнейшие сотовые ритейлеры становятся все ближе к крупнейшим сотовым операторам – это создает определенные проблемы. Со своей стороны год назад мы приняли программу диверсификации каналов продаж. Она включает организацию мини-офисов продаж и сотрудничество с крупными несотовыми, универсальными ритейлерами. Все игроки ритейла понимают: кто охватит больше позиций и привлечет больше клиентов, тот и будет лидером рынка – не случайно «Евросеть» начала продавать бытовую технику и осуществлять денежные переводы.

В наших продажах доля сотового ритейла постепенно сокращается и к концу этого года будет меньше на 5–7% при общем увеличении объемов подключений более чем на 40%.

– Гульнара, если не секрет – чем вы любите заниматься после того, как выходите из офиса «Скай линка»? Каково ваше хобби?

– Предпочитаю зимние виды спорта: занималась раньше фигурным катанием, потом освоила сноуборд. Летом научилась делать сальто на батуте и пыталась уговорить на это топ-менеджеров – пока не получается. Но на сноуборд зимой, надеюсь, мы все-таки вместе встанем.

– Чем вы занимались до прихода в «Скай линк» и как оказались в отрасли связи?

– Началось со школьного УПК (учебно-производственный комбинат. «Ведомости») – раз в неделю школьники старших классов были обязаны осваивать рабочую специальность, и я попала в телефонистки справочной службы «09» МГТС, где в течение двух лет работала оператором под номером «9–10».

– Легко ли женщине руководить крупной компанией?

– Главное – делать все с удовольствием. Как говорит героиня известного фильма, если ты можешь организовать работу трех человек, то дальше количество не имеет особого значения.

– Насколько сложно совмещать заботу о семье и пост топ-менеджера?

– Сложно. Но «Скай линк» полностью поменял мое представление о работе в крупной компании. Если у тебя есть мобильный интернет, совершенно не обязательно проводить 100% рабочего времени в офисе – ты можешь просмотреть почту, получить всю информацию для принятия решения и поработать с документами с таким же успехом и по дороге на встречу, домой или в детский сад. Видеосовещания могут заменить большинство командировок и сэкономить еще кучу времени для важных дел. Теоретически я это знала и раньше, но не представляла, до какой степени могут технологии поменять бизнес-процесс.

– Как вы оцениваете общую макроэкономическую ситуацию в стране?

– Если судить по телекому и настроению наших клиентов, скорее оптимистично. Телеком должен по определению обгонять развитие классических отраслей – чтобы экономика страны развивалась быстро, надо, чтобы коммуникации в стране развивались еще быстрее. Сегодня технологии это позволяют, более того, у России есть реальная возможность перешагнуть в мобильной связи из второго поколения (2G) сразу в четвертое (4G) и применить новые технологические возможности одновременно с мировыми лидерами. Все предпосылки в отрасли для этого есть.