Сегодня слишком много МВА

Декан WU Executive Academy считает самым сложным предметом для бизнесменов и преподавателей мораль

1973

начал карьеру в Deutsche Bank в Кельне стажером, позже был консультантом по ценным бумагам. А в 1983–1984 гг. работал бренд-менеджером Procter & Gamble

1981

начал научную карьеру ассистентом преподавателя по экономике в бизнес-школе Манчестера

2004

назначен деканом WU Executive Аcademy (Вена), первым с момента ее основания

Что популярно у русских

«Мы как-то задались вопросом, каковы конкурентные преимущества Вены кроме знаменитых оперы, вальсов и дворцов, – рассказывает Шлегельмильх. – Мало кто знает, но в Вене хорошо представлен энергетический сектор, причем не только нефтянка, но и атомная, и электроэнергетика, газ и т. д. Здесь находится штаб-квартира ОПЕК, МАГАТЭ, второй по численности офис ООН, представительства многих крупных энергетических компаний. Словом, есть достаточное количество экспертов в этой сфере. Поэтому в 2009 г. мы запустили программу МВА в области энергетики, которая сейчас пользуется большим спросом у россиян».

WU Executive Academy

Бизнес-школа. Основана в 2004 г. при Венском университете экономики и бизнеса. Обучает 3500 студентов из 50 стран по программам MBA/MBL/LLM и ряду других. Обучение проводится более чем в 15 странах на трех континентах.

КТО ПЛАТИТ ЗА ЗНАНИЯ

По словам Бодо Шлегельмильха, около трети студентов оплачивают свое образование сами, за треть платят компании и еще треть учится по грантам. Академия может предоставить достойным 50%-ную скидку. «Но мы не альтруисты, – говорит Шлегельмильх. – Грант предоставляется с таким расчетом, чтобы в каждой группе был как можно более интернациональный и сильный состав учеников». Обычно студентов из интересующих академию стран ищут через объявления в деловой прессе. Например, через румынскую газету Ziarul Financiar. Ведомости

Академия МВА Венского университета экономики и бизнеса (WU) сделала ставку на part-time МВА. Декан академии Бодо Шлегельмильх утверждает, что только так можно привлечь в свои ряды деловых людей. О том, почему география их учеников ограничена двумя часами полета на самолете, как выбрать университет для МВА и зачем серьезному декану необходим ощипанный цыпленок, он рассказал в интервью «Ведомостям».

– Представьте, что вы российский студент, выбирающий вуз для МВА. По каким критериям вы бы это сделали?

– Прежде всего нужно понять, что сегодня слишком много МВА. В мире существует 800–1200 курсов бизнес-образования. Сколько точно – никому не известно. В некоторых странах люди предлагают так называемые «МВА за выходные». Был случай, когда журналист умудрился получить диплом МВА для своей собаки. Никто не спросил у него никаких документов, никто не попросил лично прийти на собеседование (в 2010 г. боксер Честер получил диплом онлайн-программы МВА университета Rochville за $499; к сожалению, претендовать на достойную работу пес не смог: у вуза не оказалось необходимой аккредитации. – «Ведомости»). Так что необходимо быть большим скептиком, выбирая, куда пойти учиться. Собственно, обучение начинается с домашней работы по выбору школы. Существует набор критериев под названием BASICS.

МЕТОДИКА ВЫБОРА

– Как расшифровывается BASICS?

– В – бренд и известность вуза. Вы наверняка хотите диплом, который признается различными компаниями. Если вы предъявите бумажку из никому не известного Слипери Рок-Аркенсона, никакого впечатления это не произведет.

А – аккредитация. Нужно быть осторожным, потому что бывает и так, что 2–3 института создают ассоциацию и аккредитуют друг друга. Вряд ли это то, что вам нужно. Я бы безусловно доверял аккредитации EQUIS, AMBA и AACSB. Среди немецкоговорящих стран только две бизнес-школы, в том числе наша, аккредитованы одновременно в EQUIS и AMBA. Ряд наших программ имеет аккредитацию AACSB и FIBAA – это широко известная в немецкоговорящих странах ассоциация.

– Следующая буква – S.

– S – студенты. Кто они? Средний возраст наших студентов – 35–40 лет. У этих людей немалый опыт работы, причем у многих есть опыт ведения международного бизнеса. Это важно, потому что в программе МВА вы многому учитесь друг у друга.

I – интернациональность (international). Экономики разных стран настолько взаимосвязаны, что «домашнее» МВА, где все студенты и преподаватели – ваши соотечественники, а занятия идут только на родине, – пустая трата денег. У нас обычно представлено не менее 3–4 национальностей в каждой группе, проводятся выездные сессии в различных странах, а преподаватели родом из различных стран – США, Канады, Великобритании и т. д. Мы привлекаем к обучению профессионалов из 200 наших вузов-партнеров со всего света, например из Индийской школы бизнеса или школы менеджмента Карлтона из Миннесоты, с которой у нас совместная программа МВА. Нанимаем людей, работавших в INSEAD и других бизнес-школах. Наконец, в Венском университете экономики и бизнеса, частью которого мы являемся, работает 400 профессоров, лучших из которых мы приглашаем читать у нас лекции.

– Вернемся к методике выбора бизнес-школы.

– С – учебный план (curriculum). Что вы будете учить? В основном профильный предмет или одновременно изучите такие важные дисциплины, как лидерство, социальная ответственность и проч.? Как вас будут учить? Будет ли это лекция, когда профессор бубнит материал и через полчаса усыпляет всех или когда студенты вовлечены в дискуссию? Вчера профессор проводил для студентов курса игру, где симулировалась валютная биржа. Можно прочитать немало книг о том, как определяются курсы валют. Это отлично. Но долго ли вы будете помнить, о чем там речь? Зато через многие годы люди помнят, что они узнали во время игры. Ведь это их опыт.

Немаловажно и то, чтобы подача материала совпадала с возможностями учеников. Топ-менеджеры – люди занятые. Даже если у них полно желания, не всегда они могут уделять много времени образованию. Так что мы даем им шанс учиться тогда, когда у них есть возможность. Много материалов выкладывается в интернет, так что, скажем, когда у них выдастся свободных полчаса в зале ожидания аэропорта, они могут залезть на сайт и посвятить это время учебе.

– И последнее, на что нужно обратить внимание?

– S – это сервис. Что происходит после того, как вы получили диплом? Прощается с вами школа навсегда, или же существует клуб выпускников, с помощью которого можно найти ответ на возникшую проблему, поискать новую интересную работу? Тем более если в программе участвуют люди из разных стран, это открывает поистине великолепные возможности. Предположим, вы хотите выйти на рынок США. У вас уже есть там знакомые однокурсники. Можно позвонить, скажем, Джорджу и попросить свести с нужными людьми.

ОТСЕИВАЕТСЯ ПОЛОВИНА СТУДЕНТОВ

– Профессор Дэвид Бах из испанской бизнес-школы IE рассказывал, что МВА пользуется все большим спросом среди студентов из Азии. Наблюдаете ли вы такую тенденцию?

– Это относится к программам full-time MBA. Наши программы МВА разбиты на модули по четыре дня. Студенты прилетают на несколько дней в Вену, чтобы пройти очередной этап обучения. Так что география наших студентов ограничена длительностью полета – не более 2–2,5 часа.

Зато люди могут учиться, не отрываясь от работы. Учебный процесс разбит на премодули, сами модули и постмодули. Сначала студенты должны с помощью интернета ознакомиться с необходимой литературой, кейсами, пройти ряд тестов. В итоге на модуль в Вену они приезжают настолько подготовленными, что порой оспаривают выводы лектора. После курса они получают задания для закрепления материала.

Что касается связей с Азией, то время от времени мы организуем недельные курсы в Вене с лекциями и посещением австрийских компаний для студентов наших партнеров – азиатских университетов. С другой стороны, мы отправляем и своих учеников на выездные сессии не только в США или Россию, где наш партнер – Высшая школа менеджмента СПбГУ, но также в Китай и Индию.

– Насколько строг отбор студентов?

– Очень строг, особенно на executive МВА. Многие отсеиваются еще на предварительном этапе. Минимальный опыт работы должен быть пять лет. Если меньше – до свидания. Если нет диплома о первом высшем образовании – до свидания. Для тех, кто хочет сделать МВА первым образованием, у нас есть так называемые сертификационные программы, где дается глубокая специализация в выбранной отрасли, например страховании или маркетинге.

– Предположим, претендент прошел отсев по формальным критериям.

– Дальше его ждет личное собеседование. Нередко собеседование проводят наши выпускники. Мы уверены, что они кровно заинтересованы в качестве будущих студентов. Ведь чем больше высококлассных менеджеров будет выходить из стен школы, тем больше будет цениться и их диплом.

Во время интервью может обнаружиться, что английский претендента недостаточно хорош. Тогда он отправляется на языковой тест. Словом, процесс отбора очень тщательный, в среднем отсеивается около половины претендентов. Ведь качество образования зависит не только от качества преподавателей, но и от качества студентов. Без хороших студентов из разных стран и отраслей у них не будет возможности учиться друг у друга. Мы следим, чтобы во время работы на мини-кейсах студенты разбивались на группы по 5–6 человек таким образом, чтобы в каждой были представлены различные национальности, профессии, возраст, пол.

– Есть ли какая-то статистика, как МВА помогает карьере?

– Да, есть. Во-первых, составители рейтингов школ МВА, например FT, сравнивают, как изменилась зарплата выпускников МВА за три года после получения диплома. По данным FT Executive MBA Ranking 2009, доход наших студентов в среднем увеличивался на 51%. В подобных рейтингах мы занимаем двадцатые места. Также пять лет назад было интересное исследование, к сожалению единичное, газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung (Германия). Они отследили рост доходов выпускников из Германии, Австрии и Швейцарии, наш вуз занял 1-е место.

Но вопрос в том, зачем люди идут на МВА. Кто-то стремится повысить свою стоимость на рынке труда. Но немало и тех, кто хочет с помощью полученных знаний оценить, тем ли он занимается, и, может, сменить компанию и даже сферу деятельности. Немало людей думают о своем бизнесе. Зарабатывать они, возможно, будут меньше. Но будут счастливее – ведь станут работать на себя. Так что я всегда против вопросов, сильно ли вырастет зарплата после МВА. Да, такое происходит. Но цели бизнес-образования куда шире, чем повышение зарплаты.

МВА-2020

– Насколько прибыльный бизнес МВА?

– Нужно понимать разницу между коммерческой и государственной школой. У нас нет задачи зарабатывать как можно больше. Поэтому мы не даем диплом всем желающим. Наша задача – быть университетом с именем, дипломом которого выпускники бы гордились.

– Сильно ли изменились в последнее время программы МВА?

– На них сильно повлиял кризис 2008 г. МВА критиковали за то, что здесь учат всеми силами максимизировать прибыль. Мало говорилось о других, кроме коммерческих, аспектах деятельности компаний. Теперь больше времени уделяется проблемам этики, ответственности бизнеса. Причем не только в рамках профильной дисциплины. Мы, например, вместо отдельного курса по этике включили эти проблемы практически во все предметы.

Скажем, существует два инвестиционных фонда. Один инвестирует только в этически безупречный бизнес. Никаких производителей алкоголя или оружия и т. д. Другой может вложиться в сомнительные предприятия, скажем в игорный бизнес. Какой из них вы выберете для своих средств? Если речь только о бизнесе, то второй. Стоит ли вообще думать об этике, вкладывая деньги?

Если в силу вступают новые нормы, обязывающие компании до 2015 г. построить новые очистные сооружения, с точки зрения этики эти предписания нужно выполнить как можно быстрее. А с точки зрения прибыли – тянуть с ними до последнего. Какую позицию отстаивать менеджеру? Техническая сторона бизнеса – это довольно просто. Дело сильно запутывается, когда возникают моральные вопросы.

– Какие изменения ждут МВА в будущем?

– Недавно вышла моя статья, написанная в соавторстве с деканом сингапурской Lee Kong Chian School of Business Говардом Томасом, про МВА-2020. Главный вывод – в 2020 г. МВА все еще будет существовать. (Смеется.) Но изменится. Оно станет более глобальным, бизнес-школы разных стран будут все больше сотрудничать. МВА станет более технологичным. Занятые менеджеры должны иметь возможность учиться везде, где бы ни находились. Например, с помощью iPad. Думаю, еще больше времени будет уделяться кейсам с оценочными суждениями. Например, где начинаются и заканчиваются границы ответственности компаний? Где черта между зоной ответственности бизнеса и государства?

– Что думаете о перспективах онлайн-образования?

– Недавно прошла видеоконференция студентов, обучающихся в Вене, со студентами, проходящими МВА в Гуаньчжоу. И здесь и там в аудиториях были установлены гигантские экраны, показывающие зал на другом конце континента. Благодаря им создавался эффект присутствия. Но это только эффект. Самые современные технологии не позволяют вам почувствовать себя в аудитории, хлопнуть по плечу однокурсника со словами: «Это хорошая идея, но я уверен, что она не сработает!» Живое общение невозможно заменить.

Приведу такой пример. 10 лет назад я ездил в Азию каждую зиму. Я, знаете ли, не очень люблю холода. (Смеется.) Каждый раз, возвращаясь из Китая или Индии, я ловил себя на том, что мое мироощущение стало другим. Можно прочитать кучу книг про глобализацию. Но это не заменит впечатлений от посещения кампуса западной компании где-нибудь в индийском городке. Можно сидеть перед экраном и сокрушаться, что в Африке люди бедствуют. Но совсем другое – после трех часов дороги в автобусе выйти в деревне и спросить, где тут ближайший туалет. А в ответ услышать: «А что это такое?»

– У вас на стене множество дипломов. А зачем посреди них висит резиновый муляж ощипанного цыпленка?

– Как-то у меня были очень важные переговоры с коллегой из одной из бизнес-школ, весьма серьезным человеком. Неожиданно он взглянул на меня и выпалил: «У вас цыпленок на стене!» – «Да! – ответил я. – А у вас в кабинете такого нет?» – «Нет!» – отрезал он, а потом улыбнулся.

Когда я оформлял кабинет и завесил стену дипломами, получилось слишком серьезно и напыщенно. Так что цыпленок и ботинок с куском штанины, висящий рядом с компьютером, придают непринужденности атмосфере.