Покупка с сюрпризом

Спорный арендатор помещений Малого Гостиного двора в суде требует признать недействительной сделку по его продаже

ООО «Центр плюс», арендатор около 900 кв. м. в Малом Гостином дворе, обратилось в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с иском к Управлению федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по Петербургу, КУГИ и Фонду имущества «о применении последствий недействительности сделки, признании недействительной государственной регистрации», говорится на сайте суда. Истец требует признать недействительной сделку по отчуждению здания Малого Гостиного двора на набережной канала Грибоедова, 26, сообщил представитель одной из сторон процесса.

В сентябре прошлого года лот из 45 нежилых помещений здания-памятника общей площадью 10 646 кв. м. был продан за 291 млн руб. на торгах Фонда имущества. Его приобрело ООО «Мойка, 22», связанное с Петербургским агентством недвижимости (ПАН). Объект находился в аренде у ПАН до 2046 г., плата была авансирована до конца срока. Компания планировала реализовать там проект гостинично-торгового комплекса.

Помещения «Центра плюс» были включены в сделку по приватизации объекта. Они были проданы, несмотря на то что тяжба относительно прав компании на них в судах еще не завершилась, сообщил представитель истца, отказавшись от дальнейших комментариев.

В иске «Центр плюс» утверждает, что не смог воспользоваться правом выкупа арендованного помещения, говорит представитель одной из сторон процесса. В пресс-службе КУГИ отказались комментировать свою позицию до заседания суда. На момент продажи объекта имелось вступившее в законную силу решение суда о выселении «Центра плюс», объясняет представитель Фонда имущества.

«Центр плюс» (до 2002 г. межотраслевое объединение «Ингрия») в 1991 г. арендовал около 900 кв. м в Малом Гостином дворе на 49 лет у социально-культурного учреждения «Ингрия», у которого они находились в оперативном управлении. В 2009 г. КУГИ вступил в дело по иску Росимущества о выселении «Центра плюс» из спорных помещений и к июлю прошлого года выиграл в трех инстанциях. Но «Центр плюс» с этим не согласился и обратился в порядке надзора в Высший арбитражный суд (ВАС). Президиум ВАС обнаружил, что позиция компании «не получила надлежащей правовой оценки», и в феврале этого года отменил решение предыдущих инстанций, отправив дело на новое рассмотрение, сообщается на сайте суда.

На торгах Смольный продавал помещения памятника без обременений, кроме долгосрочного договора аренды с ПАН, говорит сотрудник «Мойки, 22». Победитель аукциона так и не приступил к проекту, поскольку здание ему полностью не передано. «Мойка, 22» пока не отказывается от проекта и будет участвовать в процессе, говорит ее сотрудник.

У «Центра плюс» мало шансов добиться признания сделки по отчуждению объекта недействительной, считает Дмитрий Некрестьянов, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и партнеры». Даже если компания докажет в суде свое право на аренду части помещений, это не влечет последствий для сделки купли-продажи, утверждает юрист. В этом случае собственнику придется договариваться с арендатором, но покупатель может потребовать снижения цены сделки, поскольку в условиях торгов обременения в виде данного арендатора не было указано, а это может менять инвестиционные показатели проекта, говорит Некрестьянов.