Вкрадчивая децентрализация

Президент Дмитрий Медведев объявил параметры экономической децентрализации страны. Для предвыборной программы меры слабоваты, считают эксперты: нужно передавать регионам политические полномочия
А.Махонин

На петербургском экономическом форуме Медведев заявил, что «федеративный характер государства» нужно менять, отдавать средства и полномочия регионам и муниципалитетам, корректировать налоговую систему и принципы межбюджетных отношений. Вчера в бюджетном послании он подробно разъяснил, как можно перераспределить полномочия между регионами и центром.

Нужно провести инвентаризацию льгот по региональным и местным налогам (на имущество и землю) и отменить неэффективные, сказал президент. Самые большие льготы касаются налога на инфраструктуру монополий, но принято политическое решение сохранить их, чтобы избежать роста тарифов, отмечает замминистра финансов Сергей Шаталов, льготы по налогу на землю касаются в основном объектов обороны и безопасности. Сворачивать льготы можно постепенно, начиная с введения символических ставок, отмечает он. Отмена остальных льгот больших доходов не принесет и это социально опасное решение, заключает Шаталов.

Медведев также призвал ускорить введение налога на недвижимость. Это сообщение стало сюрпризом для чиновников финансово-экономического блока правительства (см. статью на этой странице).

Федеральные власти должны заниматься правовым регулированием, а не управлять имуществом, указал Медведев, поэтому с 2012 г. федеральные госучреждения образования, здравоохранения, культуры и сельского хозяйства передаются регионам. Взамен федеральный бюджет забирает у регионов финансирование полиции. Минфин внес предложения о передаче регионам части бюджетных учреждений, говорит замминистра финансов Татьяна Нестеренко, это 700 организаций среднего профессионального образования с объемом ассигнований 28,7 млрд руб., ведомство готово предлагать и более решительные инициативы. Содержание полиции будет ежегодно обходиться федеральному бюджету в 200 млрд руб.

Медведев предлагает пересмотреть механизм бюджетных субсидий. По каждой госпрограмме должна быть одна субсидия, а не множество, как сейчас. Регион получает субсидию на госпрограмму «Дороги» и тратит на их строительство в соответствии со своими нуждами, без бюрократических проволочек из-за согласований с центром, поясняет чиновник администрации президента.

Стимулировать регионы привлекать инвестиции нужно премиями (10 млрд руб. в год на всех), сказал Медведев. Фонд для поощрения экономического роста регионов может быть создан в этом году, говорит чиновник Минфина, проект постановления уже внесен в правительство.

Нужно увеличивать долю налогов, направляемых на финансирование местных бюджетов, считает президент. Он не уточняет, когда именно это может быть сделано. Серьезные налоговые изменения возможны только в 2013 г., основные характеристики бюджета будут внесены в правительство на следующей неделе, говорит чиновник Минфина. На местный уровень может быть передано 2% налога на прибыль, которые получает федеральный бюджет, сказал директор департамента Минфина Илья Трунин. Но ресурс здесь не очень велик, оговаривается он. Есть и другие способы децентрализации – например, предоставить регионам больше свободы в определении налоговых ставок и расширить их полномочия по расходам, продолжает Трунин.

Инициативы по децентрализации очень важны, говорит министр экономики Новосибирской области Алексей Стуков: «Но мы понимаем, что одномоментно ввести все меры невозможно. У нас просто физически может не хватить времени и сил привести в соответствие всю нормативно-правовую базу – не только основную, но и сопутствующую и, как следствие, принять на себя все полномочия разом». По его прогнозу, на реализацию всей реформы может уйти в среднем от трех до пяти лет.

Предложенную Медведевым децентрализацию быстро осуществить невозможно, согласен заместитель гендиректора Центра политтехнологий Борис Макаренко. «Это не революция и возвращение к тезису «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить», а начало эволюционного сдвига», – полагает он. Экономическая децентрализация не будет эффективной без политической, говорит директор Центра фискальной политики Галина Курляндская, так что предложенные президентом меры могут не дать ожидаемого эффекта. «Процесс финансовой централизации жестко связан с политическими изменениями. Президент поосторожничал: сказав «а», надо было говорить «б», невозможно регионам механически давать деньги, не давая им политической самостоятельности», – оценил характер реформ правительственный чиновник.