Чистки в госкомпаниях продолжаются

Крупнейшие госкомпании расстаются с топ-менеджерами, отвечающими за расходы. Как стало известно «Ведомостям», вслед за первым вице-президентом «Транснефти» Михаилом Арустамовым и зампредом правления «Газпрома» Александром Ананенковым кресла лишился курировавший закупки вице-президент «Роснефти» Павел Заблоцкий
С.Портер

На сайте «Пикон лтд» говорится, что компания занимается поставками оборудования и технологий, а в числе ее клиентов – ОМЗ, «Стройтрансгаз», «Сургутнефтегаз», ФСК и собственно «Роснефть». Правда, насколько велики поставки «Роснефти», не ясно: получить комментарии «Пикон лтд» вчера вечером не удалось, а представитель нефтяной компании раскрывать это не стал.

«Роснефть»

Крупнейшая нефтяная компания России. Основной акционер – государственный «Роснефтегаз» (75,16%). Капитализация – 2,42 трлн руб. Выручка (US GAAP, 9 месяцев 2011 г.) – $68 млрд, прибыль за вычетом меньшинства – $9,46 млрд.

Об отставке Заблоцкого «Ведомостям» рассказали источник, близкий к «Роснефти», и собеседник в одной из торговых компаний, которая занимается поставками для нефтегазового сектора. В справочной «Роснефти» также сообщили, что топ-менеджер недавно уволился.

Заблоцкий курировал закупки «Роснефти». Собственно, поэтому он и лишился поста, уверен источник в торговой компании. Ведь в госхолдингах идет волна перестановок, указывает он. Так, c 1 января первый вице-президент «Транснефти» Михаил Арустамов, который также курировал закупочную деятельность, был переведен на должность советника президента монополии. А в декабре «Газпром» отправил в отставку сразу трех топ-менеджеров, в том числе курировавшего производственный блок и инвестпрограмму зампреда правления Александра Ананенкова.

С самим Заблоцким «Ведомостям» связаться не удалось, представитель компании от комментариев отказался. Но источник, близкий к «Роснефти», уверяет, что замену топ-менеджеру искать не стали. Теперь у компании на одного вице-президента меньше, а у департамента закупок «Роснефти» больше нет специального куратора среди вице-президентов. Все решения принимаются на правлении, добавляет собеседник. Это сделано, чтобы структура управления была прозрачнее – дабы выполнить апрельское поручение президента Дмитрия Медведева о сокращении затрат в госкомпаниях (минимум на 10% в год в течение трех лет).

Впрочем, в прошлом году было еще одно поручение – от премьера Владимира Путина. В декабре, сделав разнос энергетикам (см. врез), он наказал министрам провести проверку всех госкомпаний на предмет «родственных» связей между топ-менеджерами этих компаний и их контрагентами.

Заблоцкий стал вице-президентом «Роснефти» в конце 2007 г. А до этого 14 лет работал в петербургском ЗАО «Пикон лтд» – сначала заместителем гендиректора, а затем и гендиректором. Более того, Заблоцкий был совладельцем «Пикон лтд» с 10%-ной долей – запись об этом сделана в ЕГРЮЛ в 2002 г. Основной владелец фирмы, по данным ЕГРЮЛ, – Владимир Пинчук, знакомый нефтетрейдера Геннадия Тимченко, рассказывал ранее «Ведомостям» источник, близкий к «Роснефти». У Пинчука даже есть совместный проект с семьей Тимченко – благотворительный фонд «Ключ» в Ленинградской области.

«Никаких прямых указаний «Роснефти» [по кадрам] не было и быть не могло», – говорит пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Но сама компания уже объявила о сборе деклараций от топ-менеджеров, в том числе и об аффилированности с контрагентами. Ведь для международной публичной компании такая аффилированность как минимум некорректна, добавляет Песков. Сбор данных уже завершен, говорит представитель «Роснефти»; подобная информация мониторится постоянно и представляется в контрольно-ревизионное управление, службу экономической безопасности, тендерный комитет и комитет по аудиту совета директоров.

Лучше от таких перестановок или хуже, сказать совершенно невозможно, отмечает руководитель российского отделения Transparency International Елена Панфилова, ведь почему уволили менеджеров – не известно, может быть, за недоработки, а может, ради того, чтобы скрыть еще большие нарушения. Возможно, речь вообще идет об уголовной ответственности – менеджеров, их подчиненных или профильных чиновников, добавляет эксперт.