Частные рельсы

Частные инвесторы могут стать собственниками железных дорог общего пользования, но распоряжаться ими будет РЖД

Правительство разработало поправки в закон «О железнодорожном транспорте» (копия есть у «Ведомостей»). В новом варианте закона предусматривается право частных инвесторов владеть путями общего пользования, но закон запрещает ими распоряжаться: инфраструктура может быть передана РЖД в аренду или доверительное управление. Порядок распоряжения железной дорогой должен быть закреплен в инвестсоглашении, также следует из проекта закона. Директор департамента промышленности и инфраструктуры правительства Алексей Уваров попросил Минтранс в письме от 6 августа «рассмотреть и согласовать» проект поправок в закон.

РЖД постоянно заявляет о нехватке средств на модернизацию и расширение своей инфраструктуры. Инвестпрограмма РЖД до 2020 г. - 5,7 трлн руб., при этом ее дефицит - 1,9 трлн руб. Но прописанная в проекте нового закона «О железнодорожном транспорте» схема возврата инвестиций в пути общего пользования частных компаний несовершенна: если договор аренды с РЖД позволит частнику вернуть хотя бы часть вложенных средств, то договор доверительного управления принесет еще больший убыток, отмечает руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков. Договор управления предполагает, что владелец путей должен платить управляющему за обслуживание его инфраструктуры, отмечает юрист.

Но есть и другие механизмы возврата средств частников в пути РЖД: в прошлом году РЖД заключала соглашения на основе принципа «вези или плати» с «Сибуром» и «Новатэком». В этом году аналогичное соглашение заключено с «Мечелом», говорил президент монополии Владимир Якунин на комиссии по ТЭКу в Кемерове 26 августа. Со структурой «Суммы» и «Транснефти» РЖД планировала заключить инвестсоглашение о модернизации железнодорожной инфраструктуры на подходах к порту Приморск (монополия пока не подписала это соглашение). Были случаи, когда инвестор сдает построенные пути общего пользования в аренду РЖД. «Лукойл» отдал монополии пути к своему порту Высоцк за символическую плату, вспоминает руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.

Есть и тарифные механизмы возврата вложений частных инвесторов: в начале года ФСТ разработала постановление, которое дает право РЖД устанавливать «тарифный коридор» на перевозку на отдельных участках пути (скидка - до 12,8%, повышение - до 13,4%). То есть грузоотправитель может получить скидку в тарифе, если он инвестировал в развитие путей общего пользования, надбавку - если в инфраструктуру вкладывает РЖД. Такие соглашения у РЖД есть с НЛМК, говорил Якунин в интервью «Интерфаксу». Этот механизм прописан и в новом законопроекте.

Представитель РЖД от комментариев отказался. Представитель Минтранса на вопросы не ответил.