Менеджеры пошли в суд

Бывшие топ-менеджеры ТНК-BP, не добившись от «Роснефти» компенсаций, требуют их выплаты через суд

На компенсации вице-президенты ТНК-BP имели право претендовать в двух случаях: при смене собственника, а также если не могли в полной мере исполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором. Именно поэтому 10 вице-президентов написали не менее пяти писем в «Роснефть», рассказывает знакомый топ-менеджеров. Сначала они предлагали расторгнуть контракты, после увольнения - урегулировать вопрос о выплате компенсаций в досудебном порядке, но «Роснефть» никакого ответа не дала, говорит он. Исход каждого из дел зависит от того, сможет ли истец доказать, что он был лишен возможности исполнять обязанности в полной мере, отмечает собеседник.

Сколько платит «Роснефть». $50

млн - такой доход, по оценке Forbes, в 2012 г. получил президент «Роснефти» Игорь Сечин

$24

млн - доход статс-секретаря, вице-президента «Роснефти» Ларисы Каланды, по официальным данным

Четыре бывших вице-президента ТНК-ВР - Владислав Егоров (правовые вопросы), Нина Васильева (планирование и управление эффективностью деятельности корпоративных сервисов), Ирина Кибина (связи с общественностью), Вадим Огарь (по безопасности) в сентябре и ноябре подали иски в Савеловский районный суд Москвы к «РН менеджменту» (ранее «ТНК-ВР менеджмент», теперь «дочка» «Роснефти»).

Представитель суда сказал, что Егоров требует взыскать с ответчика 26,6 млн руб. Сумма иска Васильевой - около 5 млн руб., знает знакомый топ-менеджеров. Во сколько оценили претензии Огарь и Кибина, неизвестно. Кибина, Васильева и Огарь отказались от комментариев. Получить комментарии Егорова не удалось.

Бывшие вице-президенты вместе с еще шестью коллегами в начале лета написали письмо президенту «Роснефти» Игорю Сечину с предложением расторгнуть трудовые контракты по соглашению сторон с 1 июля и выплатить им компенсацию - двухлетние оклады, бонус за шесть месяцев 2013 г. и долгосрочный бонус, всего около $9 млн. Возможность расторжения договора с выплатой компенсации предусмотрена приложениями к трудовым договорам, которые были заключены еще до продажи ТНК-BP, а также приложением к соглашению о купле-продаже 50% ТНК-BР (копия есть у «Ведомостей»).

13 ноября суд отказал Егорову. Представитель суда говорит, что его приложение к трудовому договору предусматривало выплату компенсации в случае вынужденного прекращения трудовых отношений, существенного изменения полномочий истца без его согласия, расширения круга его обязанностей и ответственности без привлечения кадровых ресурсов или, наоборот, сокращения и т. д. Истец не смог доказать наступления этих условий, рассказал представитель суда. Когда будут рассмотрены другие иски - пока не решено.

В России нет прецедентного права, но суд будет учитывать практику по ранее вынесенным делам, в данном случае - по делу Егорова, но решение зависит от доказательств, которые смогут предъявить истцы, напоминает юрист компании «Юков и партнеры» Олеся Салаева.

«Уволившимся по соглашению сторон либо по собственному желанию сотрудникам ТНК-ВР компания выплатила финансовые средства в соответствии с действующим трудовым законодательством», - заявил представитель «Роснефти». «Роснефть», как компания с высокой долей государственного участия в уставном капитале, придерживается не раз озвученной со стороны государства позиции о сокращении размеров «золотых парашютов» менеджерам компании», - говорит он.