Чему учит кризис

Металлурги медленно, но верно приближаются к кризису 2008-2009 гг. Но большинство извлекли уроки и оказались готовы к предстоящим трудностям

Большинство компаний успели завершить крупные инвестпроекты: НЛМК запустил завод в Калуге (1,5 млн т в год), ТМК - новую сталеплавильную печь на «Тагмете», а «Мечел» - универсальный рельсобалочный стан на Челябинском металлургическом комбинате. И теперь все режут инвестиции. В итоге капзатраты «Мечела» за девять месяцев составили $452,8 млн (в 2012 г. было $847,3 млн). НЛМК сократил капзатраты за девять месяцев до $658 млн против $1,2 млрд в 2012 г., ММК - до $500 млн против $674 млн, говорят представители компаний.

В наиболее сложном положении оказалась UC Rusal (в июле алюминий подешевел до уровня 2009 г.). Средняя себестоимость производства на заводах UC Rusal оказалась выше - $1919/т за девять месяцев. Поэтому UC Rusal решила заморозить выплавку алюминия на Волгоградском, Уральском, Богословском и Надвоицком алюминиевых заводах, пока цена не вырастет выше $2400/т. По итогам 2013 г. UC Rusal снизит производство алюминия на 324 733 т (на 8% в сравнении с 2012 г., когда было выплавлено 4,1 млн т). «Норильский никель» вообще пересмотрел подход к инвестициям, отказавшись от покупок, и сосредоточился на развитии «первоклассных активов» (должны приносить $1 млрд выручки, а их рентабельность по EBITDA - быть выше 40%).

Когда в конце июля котировки алюминия и никеля приблизились к уровням 2009 г. (см. инфографику), ни у кого уже не оставалось сомнений, что металлургия погрузилась в очередной кризис. Падение, правда, произошло не так резко, как в 2008-2009 гг.

Основная причина - в перепроизводстве, говорит аналитик «Ренессанс капитала» Борис Красноженов. В 2012 г. перепроизводство стали в мире превысило 300 млн т (всего произведено 1,5 млрд т), алюминия - 1,2 млн т (произведено 47,7 млн т). Вслед за металлами дешевели и компании (см. инфографику). Чтобы поддержать отрасль, летом металлурги попросили у премьера Дмитрия Медведева снизить страховые тарифы, отменить перекрестное субсидирование, а также запретить использовать бывшие в употреблении трубы и ввести пошлину на вывоз из страны металлолома. Премьер согласился.

Резать все!

Судьба зомби

Кризис 2008-2009 гг. был особенно тяжел для металлургов из-за высоких долгов, так как многие (Evraz, UC Rusal, ТМК, «Мечел») только приобрели крупные активы на заемные деньги. Тогда на помощь пришел ВЭБ, предоставив компаниям специальные кредиты для рефинансирования займов зарубежных банков. С тех пор компании стали особое внимание обращать на уровень долга (см. инфографику).

Но не все. «Некоторых кризис ничему не научил, и они продолжили скупать активы, понадеявшись, что ситуация выправится», - говорит аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. «Мечел» увеличил долг до $9,1 млрд (купил Oriel за $1,5 млрд и Донецкий электрометаллургический завод за $537 млн). UC Rusal сумела сократить долг с $16 млрд до $10,1 млрд, но и эта сумма в период сильного падения цен слишком велика. «Мечелу», правда, удалось уговорить банки не тестировать ковенанты по кредитам на $7 млрд, UC Rusal продолжает переговоры о рефинансировании долга. В следующем году «Мечелу» нужно вернуть банкам $2 млрд, UC Rusal - $1,5 млрд. Красноженов уверен, что госбанки помогут «Мечелу» и UС Rusal рефинансировать долг: банкротство компаний создаст большие проблемы. В том, что компании смогут расплачиваться по долгам по мере стабилизации рынка, не сомневается вице-премьер Аркадий Дворкович.

Не все потеряно

«Фундаментальные предпосылки для роста рынка есть», - считает представитель НЛМК. По прогнозу «Мечела», в 2014 г. ситуация останется прежней, говорит представитель компании. С ним солидарен коллега из ММК. А представитель UC Rusal надеется, что ситуация на алюминиевом рынке изменится в лучшую сторону и в 2014 г. цены вырастут до $2000/т благодаря дефициту металла. «А в 2016 г. стоимость 1 т металла поднимется до $2400», - прогнозирует представитель алюминиевого гиганта. Представитель «Северстали» надеется, что 2014-й будет годом некоторой стабилизации цен на сталь, а послужит тому ослабление рубля к мировым валютам.