Тарифы в обмен на дивиденды

Тарифы «Транснефти» в будущем могут расти медленнее, чем в течение последних двух лет. Но зато дивиденды компания, скорее всего, продолжит рассчитывать по российской отчетности
Andrey Rudakov/ Bloomberg

Индексация тарифа «Транснефти» в 2015-2017 гг. может составить 90% от инфляции с возможным увеличением до 100% в 2018-2020 гг., сообщил вчера первый вице-президент нефтепроводной монополии Максим Гришанин. По его словам, есть протокольное решение правительства подготовить соответствующее распоряжение. Представитель зампредседателя правительства Аркадия Дворковича на вопросы не ответил.

Согласно данным Центробанка, в 2015 г. инфляция ожидается на уровне 4,5%, в 2016 г. - 4%. Темпы роста тарифов «Транснефти» в предыдущие годы были выше (см. график). «Предполагалось, что после замораживания тарифов в 2014 г. в дальнейшем они будут индексироваться на уровень инфляции, но если в итоге рост тарифа окажется даже ниже инфляции, то это можно только приветствовать», - говорит собеседник «Ведомостей» в одной из нефтяных компаний. Представители «Газпром нефти» и «Башнефти» отказались от комментариев. Получить комментарии у представителей «Роснефти» и «Лукойла» не удалось.

Тарифы - основной источник доходов «Транснефти». В 2012 г. выручка «Транснефти» от транспортировки нефти составила 494,5 млрд руб., или 67,5% от общей. Из-за замораживания тарифов «Транснефть» сократила инвестпрограмму на 2014-2018 гг. на 8,4% до 458 млрд руб., из них 180 млрд руб. - инвестиции на этот год. Но, например, в 2010 г. инвестпрограмма «Транснефти» - 187 млрд руб., а тариф вырос на 13,2%. Скорректированная инвестпрограмма должна быть рассмотрена на совещании в правительстве 18 февраля, сказал Гришанин. Действующая инвестпрограмма не включает затраты на расширение ВСТО до 80 млн т в размере 170 млрд руб. Сроки этого строительства неизвестны. Но имеющихся мощностей ВСТО хватит только до 2020 г. Источником финансирования могут стать средства госфондов, не исключал ранее президент «Транснефти» Николай Токарев. Монополия предлагала увеличить ставку сетевого тарифа на прокачку нефти по ВСТО. «Это пока не было поддержано», - отметил вчера Гришанин.

Общий долг «Транснефти» - 575 млрд руб. Более 90% долга - долгосрочный со сроками погашения примерно в равной пропорции как в течение ближайших пяти лет, так и более пяти лет, говорит аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. Соотношение чистого долга к EBITDA ниже 0,6. При такой долговой нагрузке свободный денежный поток позволяет компании как финансировать капвложения, так и погашать долг, считает аналитик. В течение 2014 г. монополия собирается выплатить $2 млрд по кредитам, сказал вчера Гришанин, добавив, что в 2014 г. компания не планирует занимать. Ранее Минэкономразвития предлагало запретить естественным монополиям финансировать инвестиционные программы за счет тарифов - только из заемных средств. Но окончательное решение по этому вопросу не принято.

При этом Гришанин отметил, что по итогам 2013 г. планирует сохранить существующие принципы расчета дивидендов - по РСБУ. По итогам 2012 г. на выплату акционерам «Транснефть» направила 4,86 млрд руб., 46% от прибыли по РСБУ: 36% по обыкновенным акциям и 10% по привилегированным. Это в среднем 2,5% от чистой прибыли по МСФО, говорит аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. По словам топ-менеджера «Транснефти», компания направила предложения о дивидендной политике в Росимущество. Они основываются на том, что при определении дивидендов должно учитываться отношение долга к финансовому результату, свободный денежный поток и утвержденная инвестпрограмма. «Мы находим понимание», - сказал он. Ранее начальник управления Росимущества Виктория Семерикова рассказывала «Ведомостям», что Росимущество разрабатывает проект дивидендной политики госкомпании, в котором закрепит норму о 25% с прибыли по МСФО. Если компании будут отступать от этого требования, они должны публично объясниться - будет четко прописано, в каких случаях можно дать послабление. «Росимущество обещает, что учтет негативное отклонение (финансовых результатов. - «Ведомости») при определении размера дивидендов «Транснефти», - пояснил федеральный чиновник. Представитель Росимущества на вопросы не ответил.