От редакции: Сила мира

Ali Hashisho/ Reuters

В ситуации продолжающегося кризиса на юго-востоке Украины предложение украинской стороны ввести миротворческие войска ООН может быть ни к чему не обязывающим шумом или жестом отчаяния, а может - крайне действенной мерой, если стороны действительно заинтересованы в деэскалации.

В телефонном разговоре с генсеком ООН Пан Ги Муном в понедельник исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов предложил провести совместную с миротворцами ООН антитеррористическую операцию. Пан Ги Мун ограничился общими словами о том, что Украина может «полностью рассчитывать на ООН как на партнера», и пообещал сделать все от него зависящее для разрешения ситуации мирным путем.

Эта тема всплывает не в первый раз, однако впервые на столь высоком уровне. Накануне крымского референдума Виталий Кличко предлагал задействовать наблюдателей и миротворцев ООН, но тогда все ограничилось заявлениями. Формально такая операция возможна, говорят эксперты, тем более что с первых лет независимости сама Украина активно участвует в миротворческих операциях ООН. В двух десятках подобных операций ООН, в том числе в Афганистане, Боснии и Герцеговине, Грузии и Гватемале, за все время их проведения участвовали более 28 000 украинцев.

Если бы стороны были действительно заинтересованы в разрешении ситуации, этот вариант мог бы быть оптимальным для всех. Прежде всего, конечно, для Киева и Запада. В ситуации, когда начало войсковой операции со стороны украинской армии чревато непредсказуемым обострением, присутствие «голубых касок» могло бы остановить сепаратистов. Евросоюз и США продемонстрировали бы неравнодушие к ситуации на Украине. В отличие от варианта с ужесточением санкций в адрес России они ничего при этом не теряют.

Наконец, с формальной точки зрения такое решение могло бы устроить и Россию. По неоднократным заявлениям Москвы, Украина стоит на грани гражданской войны - во вторник об этом написал в Facebook премьер Дмитрий Медведев. В воскресенье вечером с таким же заявлением выступил Виктор Янукович, с точки зрения Москвы, легитимный президент Украины. В этой ситуации участие миротворцев выглядит оправданным средством недопущения насилия и обеспечения защиты прав русскоязычного населения.

Однако Россия реагирует противоположным образом. Во вторник Сергей Лавров заявил, что инициатива Киева «не лезет ни в какие ворота». По мнению главы МИДа, это использование армии против собственного народа. Примешивать к этому ООН - значит приглашать их участвовать в противоправных действиях. Для начала такого рода операции в любом случае необходима санкция Совбеза ООН, а Россия, несомненно, заблокирует такое решение.

Возможно, Москва так резко высказывается против идеи миротворческой миссии ООН, поскольку рассматривает возможность введения собственных миротворческих сил в восточные регионы Украины.