Интервью: Архитектор-практик

Во Франции заявлены и реализуются несколько масштабных девелоперских проектов. Один из них - в исторически любимой россиянами Ницце.
Ведомости

1990

Открыл свое бюро. Основные направления деятельности - проекты в сфере урбанистики, в том числе инфраструктурные, проектирование общественных пространств, архитектурные проекты.

1995-1999

Преподавал в Национальной школе мостов и дорог (кафедра урбанистики), до 2000 г. руководил (совместно с Ариэллой Мабунжи) Национальной мастерской урбанистических проектов в министерстве общественных работ.

Nice Meridia - градообразующий проект нового технополиса и транспортного хаба на Лазурном берегу. Рассчитан на 680 000 кв. м жилых, торговых, офисных площадей, парков и общественных зон, предусматривает как реконструкцию имеющихся сооружений, так и строительство новых. О том, как развиваются во Франции подобные проекты, о новой французской урбанистике, государственно-частном партнерстве и необходимости развивать экодевелопмент «Ведомостям» рассказал архитектор Кристиан Девилер. Именно его бюро Devillers & Associes работает над преобразованием Ниццы.

- Во Франции архитекторы - больше предприниматели или творцы? Существует ли конкуренция между теми и другими? Кто в ней выигрывает?

- Я бы отнес большинство французских архитекторов все-таки к художникам или творцам. У нас не так много, как в США, больших агентств, где работают сотни, а то и тысячи человек. Во Франции таковых единицы и, как правило, они являются частью публичных структур, например парижских аэропортов. В моем агентстве работает полсотни сотрудников. До кризиса было больше. Я думаю, что сейчас во Франции насчитывается примерно 40 хороших архбюро и, конечно, между ними существует конкуренция. Крупные международные заказы получают наиболее известные компании, такие как бюро Жана Нувеля.

- Русские архитекторы не любят говорить о деньгах, но их проекты все больше коммерциализируются. Как во Франции вы зарабатываете деньги? Благодаря конкурсам или частным заказам?

- Мы много заказов получаем благодаря конкурсам. Любая публичная структура во Франции не может напрямую разместить у вас заказ, она должна выставить его на тендер. Есть специальный закон, который это регулирует, он был принят, если не ошибаюсь, более 40 лет тому назад. Без конкурса архитектор может получить работу благодаря частной инициативе. Наше агентство проектирует общественные пространства, бульвары, мосты, инфраструктуру. Мы также делаем большие урбанистические проекты, как, например, Nice Meridia, участвуем в проектировании Grand Paris. В области урбанистики мы работаем - практически эксклюзивно - для муниципалитетов, государственных девелоперских компаний. Во Франции не так много частных девелоперов, реализующих масштабные проекты. Самый известный - Bouygues Immobilier, он сейчас строит в Бордо большой квартал на 3000 домовладений, несколько сотен тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости с центром танцев и своей церковью.

- Подмосковные власти предложили девелоперам строить даже кладбища.

- Во Франции этим занимаются муниципалитеты.

- А что они требуют от частных девелоперов?

- Я объясню на примере. Например, на территории Nice Meridia частная компания хочет возвести дом. Независимо от того, купила она площадку у государственного учреждения или частного лица, она должна, во-первых, строить здание в соответствии с разработанными нами техническими требованиями, во-вторых, участвовать в финансировании объектов общего пользования, обустраивая общественное пространство. Средства она перечисляет муниципалитету либо государственному девелоперу. Мы называем это «участием» в проекте. Власти сейчас редко когда просят девелоперов построить улицу либо школу. На это идут налоги, которые платят застройщики в том числе.

- В России развиваются экопроекты. Но девелоперы их не любят - говорят, что они дороже обходятся, а прибыль неочевидна. Что думают об этом в Европе?

- В Европе к таким проектам уже не относятся как к некой моде. Глобальное потепление, выбросы вредных газов и другие экологические проблемы - это то, от чего мы не можем отмахиваться, если хотим выжить. Но есть другая сторона медали: несколько лет назад некоторые политики активно ратовали за экологию. Потом настал кризис и эти разговоры поутихли. Для нашего бюро экопроекты - это то, на чем мы сфокусированы. Все, над чем мы работаем, имеет целью устойчивое развитие (sustainable development).

Вы говорите - такие проекты стоят дороже? Вовсе нет. Наоборот, часто такой девелопмент позволяет сэкономить. И не только потом, но даже до начала стройки. Девелопер, например, меньше затратит на освоение площадки. Когда вы строите экоквартал, вы проектируете в нем меньше автомобильных дорог, заправок, меньше сетей. Это удешевляет проект.

Сейчас во Франции пришли к пониманию того, что надо остановить разрастание городов. Зачем возводить дома на сельхозземлях, пусть даже Франция ими богата? Ведь это истощает нашу почву. Поэтому у нас развиваются проекты, предполагающие плотную застройку существующих городских кварталов. Как, например, в Ницце.

Первая фаза проекта Nice Meridia предполагает освоение 24 га - это площадка в самом сердце будущего «Экосити» Ниццы, недалеко от «Большой арены» (когда она будет построена, станет крупнейшим в Южной Европе бизнес-центром). Там будет построено 2100 домовладений, предназначенных в первую очередь для студентов и сотрудников научно-исследовательских компаний.

- Как у вас строится государственно-частное партнерство?

- Непросто. Урбанистика предполагает, что общество несет ответственность за градостроительные проекты. Раньше такую ответственность несло исключительно государство, как глобальный институт. Но в последние лет 30 все большую роль играют столицы, муниципалитеты или агломерации, такие, как, например, Лазурный берег. Их нагружают решением урбанистических проблем - инфраструктурных, транспортных и т. д. Города сами решают, что и как строить. Для решения этих задач они могут распоряжаться налогами, получают дотации от государства и средства от частных застройщиков, о которых я говорил раньше.

- Проект в Ницце - один из крупнейших заказов вашего бюро?

- Есть и больше. Самый крупный, над которым мы сейчас работаем, - участвуем в Grand Paris (в частности, бюро сделало исследование территориальной сетки Иль-де-Франс, т. е. мелких территориальных единиц, вокруг которых организуется ежедневная жизнь региона. - «Ведомости»).

Мы делали проект экоквартала для г. Ренна, столицы Бретани: к 2050 г. там должно появиться новое жилье более чем для 50 000 жителей. Сейчас Ренн - город с низкой плотностью застройки, мы решили «усилить» его центр. Для архитектора это не кричащий проект, но зато предлагающий широкие возможности для экспериментов и инноваций. Новый квартал - как небольшой город. Он также будет основан на принципах устойчивого развития. Здесь будут метро, скоростные автобусы, даже более быстрые, чем метро. И будут парки на 200 га, окружающие университетский городок. Не регулярные, как в Версале, но природные.

Еще важная проблема, которую нам предстоит решить, - развитие альтернативных источников энергии.

- У нас девелоперы взывают к государству, чтобы оно приструнило естественные монополии.

- Но монополии - это и есть само государство. У нас до сих пор закон обязывал любого локального производителя энергии продавать ее государственной монополии либо использовать самому. Чтобы позволить производителям энергии продавать ее на местах, нужны специальные операторы, которые могли бы собирать и консервировать ее для будущих потребителей. «Складировать», если хотите, - для этого есть много технологий. Например, в Париже действует сеть Autolib (краткосрочный прокат электромобилей. - «Ведомости»), она могла бы стать таким «хранилищем энергии», аккумулируя ее в батареях электромобилей. Нужно «откупорить» естественные монополии. На мой взгляд, это отличная бизнес-модель для мира, но что нужно сделать, чтобы она стала реальностью? Очевидного ответа на этот вопрос нет.

- Вам было бы интересно развивать урбанистические проекты в России?

- Пока что мы работаем над одним частным проектом в Калининграде. Им занимаюсь не я, а сотрудники моего бюро.

Мы, конечно, заинтересованы в работе за рубежом, но в первую очередь в больших, комплексных проектах, объединяющих жилье, коммерческие площади, рабочие места и т. д., - мы умеем это делать лучше, чем что-либо. Хотя мы умеем строить здания и знаем, как они функционируют, мы предпочитаем вписывать массу зданий в окружающую среду.

Но пока что у нас нет таких проектов за рубежом, все - во Франции. В прошлом году мы попытались поработать в Саудовской Аравии, участвовали в конкурсе. Это был огромный проект - на $40 млн. Устроители конкурса нам сказали, что наш проект - лучший, но они привыкли работать с американцами. Это был трудный опыт. У бизнесменов из Саудовской Аравии много денег и много амбиций, но вести с ними переговоры невозможно. Мы не смогли понять, что на самом деле они хотят. Нужно быть в теме, но, общаясь через переводчика, нереально понять все нюансы. А во Франции правила игры для нас абсолютно понятны.

- Современная архитектура должна быть красивой или практичной?

- Римский архитектор Витрувий еще в I в. до н. э. описал основные принципы архитектуры: красота и удобство в том числе. И еще долголетие. Хотя я лично считаю, что пусть лучше твое творение будет практичным. Мне неинтересно работать для архитектурных альманахов, изобретая что-то сногсшибательное. Если мне придется выбирать между удобством будущих жильцов и красотой строения, я выберу людей.