От редакции: Трудная память

Андрей Махонин/ Ведомости

Министерство культуры признало нецелесообразным проект федеральной целевой программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Это решение выглядит крайне логичным в контексте идеологической политики российских властей последнего времени.

Подготовка программы ведется с 2011 г. В состав рабочей группы, которую возглавляет председатель Совета по правам человека Михаил Федотов, входят представители министерств, известные правозащитники и общественные деятели. Программа предполагает меры просветительского характера по «десталинизации общественного сознания», обеспечение доступа в архивы и поддержку музеев истории репрессий, а также ряд таких конкретных шагов, как социальная поддержка жертв репрессий.

Формально реакция Минкульта не более чем отзыв ведомства, которому предложено было оценить возможность реализации программы, говорят в СПЧ. Однако для такого экспертного мнения в нем слишком много ссылок на другие министерства. В письме замминистра культуры Владимира Аристархова (цитаты из него размещены на сайте СПЧ) сказано со ссылкой на Минфин, что Бюджетный кодекс «не содержит оснований для принятия и реализации новых федеральных целевых программ», а по мнению Минкомсвязи, заявленной тематике «уже уделяется достаточное внимание соответствующими ведомствами и структурами гражданского общества» и потому реализация проекта «может повлечь излишний формализм и неоправданные бюджетные траты». Ряд ведомств считают программу нецелесообразной, так как ее цели и задачи «достигаются включением соответствующих мероприятий в существующие государственные программы, в том числе в ГП «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг.».

Означает ли это, что программу будут спускать на тормозах или же «распылят» по уже существующим программам, пока неизвестно.

Нежелание государства тратить деньги на такого рода программы - если отзыв Минкульта означает именно это - важный знак обществу. Ведь усилия по увековечению памяти о жертвах сталинских репрессий или, наоборот, о Сталине как «эффективном менеджере» - не статическое явление, а обозначение вектора развития общества и политики государства. Отсутствие общественного консенсуса относительно периода репрессий приводит к парадоксальной ситуации, когда работа центра «Мемориал» и музеев ГУЛАГа соседствует с инициативами о возвращении названия Сталинград. По мнению власти, попытки высказать однозначную историческую оценку сталинизма как преступной или славной страницы нашей истории приведут к расколу общества.

Проблема в том, что две модели едва ли совместимы, а непредсказуемость прошлого служит куда более дестабилизирующим фактором, чем сколь угодно острая общественная дискуссия. В противном случае увековечение памяти жертв обречено превратиться в формальность. А это и в самом деле только неоправданные траты.