Сбербанк займется анализом больших данных

Он купил контролирующую долю в компании «Рутаргет», специализирующейся на big data
А.Махонин/ Ведомости

Сбербанк купил контрольные доли в компаниях «Рутаргет» (разработчик рекламной платформы Segmento) и «Платиус» (разработчик системы лояльности и мобильных платежей), сообщил вчера первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис. По его словам, в обеих компаниях банку принадлежит более 50%, при этом в «Рутаргете» у Сбербанка есть право довести в будущем долю до 100%.

Система Segmento обрабатывает огромный объем данных о действиях пользователей в интернете. При помощи алгоритмов на базе искусственного интеллекта платформа предсказывает их поведение и таргетирует показы баннерной, видео- и мобильной рекламы, говорится в сообщении Сбербанка. Ее услугами пользуются такие компании, как Intel, Hyundai, S7 Airlines, PayPal и проч. В базе данных системы находится около 250 млн профилей пользователей интернета.

Сумму сделки с «Рутаргетом» Сбербанк не раскрывает, но, по словам руководителя дирекции развития цифрового бизнеса Сбербанка Игоря Хмеля, она близка к декабрьской сделке между Tinkoff Digital и CityAds. Тогда инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив Илья Королев оценивал ее в $8–12 млн. Человек, близкий к компании, работающей на рынке интернет-рекламы, оценивает инвестиции Сбербанка в этот проект на уровне $10 млн.

Из «Рутаргета» вышли бизнес-ангелы, участвовавшие в финансировании проекта на ранних стадиях, говорит Хмель. По его словам, в ходе сделки был увеличен уставный капитал компании и Сбербанку теперь принадлежит контрольный пакет, а доля основателей проекта близка к блокирующему пакету.

«Рутаргет» будет собирать и передавать Сбербанку информацию об интересах и поведении его клиентов в интернете, сказал Хмель. Так банк сможет делать значительно более таргетированные предложения своим клиентам. «Рутаргет» также поможет найти новых клиентов, поведение и интересы которых схожи с людьми, уже являющимися клиентами банка. Пользуясь собственными технологиями и технологиями Сбербанка, «Рутаргет» сможет обеспечить более качественный отбор клиентов и более точное адресное таргетирование предложений и другим своим клиентам, отметил Хмель.

До инвестиций от Сбербанка «Рутаргет» собирал для заказчиков информацию о пользователях своими силами и работал с компаниями-партнерами, которые также изучали поведение пользователей, рассказал сооснователь «Рутаргета» Роман Нестер. В будущем способы сбора информации будут расширяться, но как именно, он не уточнил.

Объединение данных и их интеллектуальный анализ позволяют получить уникальные результаты на, казалось бы, зрелых рынках, говорит гендиректор Double Data Максим Гинжук. Компании, которые создают конечные продукты на основе big data, будут расти очень быстро, уверен он. Это подтверждается как мировой практикой, так и структурой данной сделки: Сбербанк не выступил в роли венчурного инвестора (с приобретением миноритарной доли), а принял решение о поглощении на достаточно ранней и не свойственной для банка стадии, замечает он.

Сбербанк является крупным рекламодателем и хранит данные о финансовых транзакциях значительной части россиян: вероятно, банк хочет добавить к данным платформы «Рутаргета» эти финансовые данные, считает собеседник «Ведомостей», близкий к компании, работающей на рынке интернет-рекламы. Это может стать революцией на рынке интернет-рекламы – переход от «массированной бомбардировки» к адресной персонализированной рекламе любых продуктов и услуг, учитывающей не только интернет-активность, но и финансовое состояние и данные о транзакциях, отмечает он.