В Forbes идет война между редакцией и владельцем

Победителя определит американская Forbes Media
Мировые стандарты журналистики, практика коллег из Forbes USA свидетельствуют о том, что среди редакций существует единый принцип – не публиковать материалы о подозреваемых/подсудимых, которые потенциально могут повлиять на следствие.
Представитель ИД ACMG

В российском Forbes идет война между редакцией и владельцем издательского дома ACMG Александром Федотовым, который выпускает этот журнал в России. Владелец журнала без ведома редакции снимает из печатного номера статью и заменяет ее другой, а когда журналисты начинают возмущаться – меняет главного редактора.

Журнал о миллиардерах издается в России по лицензии американской Forbes Media, журналисты привыкли работать по западным принципам деловых СМИ: редакция сама решает, что публиковать, на это не может влиять ни отдел рекламы, ни его клиенты, ни владелец издания. Так читатели могут быть уверены, что журнал не публикует расследование о компании только потому, что ее конкуренты выделили большой рекламный бюджет. Но у Федотова другие привычки: он много лет издавал глянцевые журналы, которые живут по иным принципам. Как раз для глянцевых СМИ статьи, написанные в интересах того или иного рекламодателя, – обычное дело, а пожелание владельца издания – закон.

Первый тревожный звонок для редакции Forbes раздался в начале 2016 г., практически сразу после того, как Федотов перекупил у немецкой Axel Springer права на издание журнала в России: новый владелец в интервью РБК назвал журнал слишком политизированным, а его рейтинги зарплат чиновников – ненужными. В прошлом году Федотов надавил на журналистов и те убрали из рейтинга зарплат топ-менеджеров точную сумму вознаграждения президента ВТБ Андрея Костина. Причины того поступка владелец никак не объяснил, а сотрудники ВТБ разводили руками и утверждали, что вовсе не просили ничего убирать.

На этот раз ИД снял из Forbes целый текст – историю о бизнесменах Зиявудине и Магомеде Магомедовых, обвиняемых в хищении 2,5 млрд руб. из бюджета. Текст был снят исподтишка – уже после того, как и. о. главного редактора Николай Мазурин утвердил тексты номера и отправил его в печать. Представитель ACMG заявил, что у юристов ИД возникли претензии к тексту – какие именно, не говорит, а сама редакция уверяет, что учла замечания юристов. Также представитель ИД ссылается на мировые стандарты журналистики, которые якобы препятствуют публикации текстов о людях, подозреваемых в преступлениях. Это, мягко скажем, странное заявление: американский Forbes за последний год опубликовал десятки текстов о Харви Вайнштейне, обвиненном в сексуальных домогательствах, никакие мировые стандарты не помешали. Редакция подала заявление в прокуратуру, а ИД назначил и. о. главного редактора другого человека – Андрея Золотова, у которого, по словам журналистов Forbes, хорошие отношения с владельцем.

Возможно, Федотов перестраховывается и мечтает, чтобы Forbes публиковал только красивые, пусть и беззубые статьи: как прекрасно развивается бизнес в России. Проблема в том, что читать такие сладкие истории неинтересно, реклама в таком журнале по определению не может стоить дорого, а скандалы с редакцией только отпугивают рекламодателей.

У редакции Forbes одна надежда – на Forbes Media. До сих пор американцы игнорировали жалобы российских журналистов.