Статья опубликована в № 1440 от 29.08.2005 под заголовком: ЧЕЛОВЕК НЕДЕЛИ: Государственник

Государственник

Владелец “Русала” Олег Дерипаска у цели. Еще немного, и он получит ключ от придуманного министром экономразвития Германом Грефом инвестфонда размером 70 млрд руб. в год. Из этого фонда правительство думает финансировать проекты общегосударственного значения. И всего-то нужно, чтобы Владимир Путин признал таковым строительство алюминиевого завода и Богучанской ГЭС. Президент, похоже, согласен.

Путь Дерипаски к государственным инвестициям был долгим и запутанным. Когда в середине 90-х братья Рубены и Черные поставили Дерипаску, которому не было и 30 лет, управлять гигантским Саянским алюминиевым заводом, в дружбу предпринимателя с государством как-то не верилось. В конце 90-х, когда Дерипаска выживал из алюминиевого бизнеса своих бывших партнеров, а потом вместе с Романом Абрамовичем упаковывал вырванные активы в алюминиевый холдинг, – тоже. Вопросы госполитики если и интересовали молодого магната, то исключительно в практическом смысле. Например, в 1999 г. ему пришлось добиваться разрешения на создание энергометаллургического объединения, куда вошел бы Саянский алюминиевый завод и Саяно-Шушенская ГЭС, у тогдашнего заместителя министра имущественных отношений Германа Грефа. Если бы сделка состоялась, СаАЗ получил бы уникальное преимущество в виде дешевой энергии. Но разрешения Дерипаска тогда не получил – Грефа насторожило, что государственная ГЭС может уплыть в частные руки.

Через три года Дерипаска осознал, что расходится с государством по широкому кругу принципиальных вопросов. “Я сделал для себя открытие: оказывается, правительство не до конца понимает, что происходит в экономике”, – признался бизнесмен в одном из интервью “Ведомостям”. Заблуждение чиновников он видит так – они заботятся об интересах отрасли, промышленности или экономики в целом. А формула экономического процветания Дерипаски состоит в том, что следует помогать конкретным компаниям.

Несмотря на утилитарный подход к экономполитике, Дерипаска сделал многое, чтобы нравиться чиновникам самого высшего ранга. Бизнесмен-государственник готов был работать в трех десятках правительственных комиссий, рад купить “Силовые машины”, чтобы военные секреты не достались варягам из Siemens, и упрямо хочет строить русский автомобиль. За такое магнату-патриоту простишь и толлинг, и прошлое партнерство с Черными, и корпоративные войны вроде разгрома бизнеса Андрея Андреева и лесной войны с “Илим Палпом”, и даже непомерное богатство (состояние Дерипаски, по оценке Forbes, $5,8 млрд).

Но дело даже не в обаянии Дерипаски. На этот раз у бизнесмена было как раз то, чего не хватает чиновникам, – бизнес-идея. Герман Греф отвоевал себе инвестиционный фонд в 70 млрд руб., но не нашел ни одного внятного проекта, в который эти деньги можно было вложить. Дерипаска, которому нужны железная дорога и ЛЭП для его алюминиевого завода, просто находка для министра. И теперь, как предлагал когда-то бизнесмен, государство поработает на интересы конкретной компании. Разумеется, его, Дерипаски, собственной.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать